28.01.2013

"Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств – центр формирования новых духовных знаний"

Предлагаем Вашему вниманию статью ректора ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, профессора, академика МОП ВШ, члена Попечительского совета МКЦ «Городская площадь»  Пшеничниковой Р. И.

Время и ВСГАКИ: размышления о модернизации образования

Анализ многочисленных материалов первого десятилетия XX века о реформировании образования в России позволяет определить ряд важных тенденций и принципов огромной работы страны. Попытаемся обозначить некоторые из них. В серии «Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования» в шестом выпуске «Кадровые стратегии российских вузов-лидеров: планы и реализация» сделаны весьма любопытные выводы о деятельности университетов с новым статусом: инновационные (40) вузы – уникальные научно-образовательные комплексы (МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ), федеральные университеты (7), национальные исследовательские университеты (29) и простые обычные вузы России.

Следует сразу же отметить, что такое разнообразие статусов вузов, по «принципу развития», создает реальные условия для формирования многообразной среды, содействующей развитию этих заведений по пути: от традиционного к инновационному. Идея «принципа развития» связана именно с существованием различий.

Однако, в указанном аналитическом обзоре, у автора сразу же появились большие затруднения по обоснованию целей, специфики деятельности вузов, получивших новые статусы, а также программных документов этих университетов (И.Б. Назарова – М., 2011). Получается, что идея создания многообразной научно-образовательной среды через деятельность разных по статусу учебных заведений не была сформирована, а потому и не реализована. Старт реформирования образования на этом уровне «забуксовал».

Вместе с тем, большую ценность в этом обзоре имеет вывод о принципах и программах работы с кадровым потенциалом, где на первое место отдельные вузы ставят проблему использования инвестиций  в персонал с целью развития человеческого ресурса (МГИМО, ИрГТУ, МИСиС, ЮУРГУ, НГУ).

Посмотрим, что же происходит в зарубежных странах, которые тоже активно реформируют свою систему образования. Для этого достаточно обратиться к научным данным, опубликованным в «Обзорном докладе о модернизации в мире и Китае» (2001-2010 г.г.), Всемирных докладах о развитии человека, в том числе о развитии человека в Российской Федерации, в соответствии с рейтингом ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала), об интеллектуальных и творческих способностях человека как «капитала» и его роли в современной экономике. Материалы вышеназванных докладов свидетельствуют об особой значимости творческих и научных кадров культуры и искусства. Кроме того, в них научно обоснован вывод о том, что новое (инновационное) и экономическое знание должно быть направлено «… на изменение существующей реальности», на формирование нового (инновационного) социально-культурного пространства.

Особо в связи с этим следует отметить фундаментальную работу А.О. Карпова (МГТУ им. Н.Э. Баумана) «Коммодификация образования в ракурсе его целей онтологии и логики культурного движения» (Вопросы философии, 2012, №  10). В ней автор приводит пример Великобритании как одного из главных законодателей мод в европейском образовании. Карпов А. О. отмечает, что после выхода «Белой книги „Высшее образование: студенты в центре системы образования“, сотни ученых этой страны подписали документ «В защиту государственного высшего образования», где они говорят о пагубных последствиях «Белой книги», как для науки, так и высшего образования. В «Великой хартии университетов», подписанной в 1988 году в Болонье ректорами 388 главных университетов мира из 47 стран (в том числе и из России) утверждается: «Чтобы отвечать требованиям современного мира, университет должен быть нравственно и интеллектуально независим от политической и экономической власти в своей преподавательской и исследовательской деятельности».

Особое место в осмыслении современных реформ в образовании занимает фундаментальное исследование французского философа, поэта, писателя, музыкального критика Эдуарда Шпоре – «Великие посвященные. Орфей. Пифагор. Платон. Иисус». В нем автор говорит о том, что первую программу модернизации человечества разработал Иисус Христос. В этой программе Иисус говорит о том, как развить качества человеческой Души, о том, что образование призвано в первую очередь, пробуждать Духовное и творческое начало человека и уже на их базе осуществлять образование. Не случайно, в мире существует мощное общественное движение «За развитие человеческого потенциала».

В итоге, можно отметить, что ключевыми понятиями реформ в образовании в мире сегодня являются: «качество человеческого ресурса» и «формирование инновационной социально-культурной и образовательной среды». В связи с этим несомненный интерес представляет деятельность ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств» как часть уникальной, не имеющей аналогов в мире, российской системы образования в сфере культуры и искусства. Следует отметить, что ВСГАКИ – первое учебное заведение культуры в Сибири имеет привлекательную 53-летнюю историю.

Так сложилось исторически, что с самого начала ВСГАКИ активно включается в региональные процессы развития и совершенствования системы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Вуз получает заслуженное признание как научный и учебно-методический центр Сибири и Севера в области подготовки кадров для сферы культуры и искусства, как единственное учебное заведение, разрабатывающее науку о сибирской и северной культуре.

Уже в первые годы своей деятельности, ВСГАКИ, опираясь на лучший опыт и традиции Московской и Санкт-Петербургской научных школ, стоявших у истоков его создания, сформировался как ресурсный и стратегический центр развития системы образования для территорий Севера, Сибири и Дальнего Востока с учетом их специфики.

В целом, исторически всю деятельность вуза можно разделить на три основных этапа.

Первый, связан с открытием на его базе семи учебно-консультационных пунктов и представительств в городах: Хабаровск, Омск, Красноярск, Якутск, Иркутск, Чита, Кызыл. Впоследствии, на их базе открыты институты и филиалы.

На протяжении десятилетий социально-культурная инфраструктура Сибири, Севера, Дальнего Востока, Забайкальского края, Иркутской области, республик Горный Алтай, Тыва, Саха (Якутия), Калмыкия обеспечивается выпускниками академии.

В итоге многолетней работы было сформировано единое и многообразное культурно-образовательное пространство, социально-экономическая среда, способствующая развитию огромной территории России.

Второй этап деятельности ВСГАКИ связан с созданием «Образовательного академического комплекса культуры и искусств и социально-культурных технологий Восточной Сибири и Севера» в 2001 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. №  676 «Об университетских комплексах».

Деятельность данного комплекса, как показала практика, подтвердила эффективность и целесообразность такого объединения. Можно сказать, что «комплекс» проявил себя как корпоративный центр по использованию интеллектуальных, материальных, финансовых и информационных ресурсов, выполняя функции учебного, методического и научного центра для подготовки специалистов и проведения научных исследований Сибири и Севера.

Третий этап деятельности ВСГАКИ связан с реализацией решений Круглого стола «Проблемы подготовки кадров культуры и искусства в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах». В работе этого стола приняли участие образовательные учреждения среднего профессионального образования из Благовещенска, Иркутска, Улан-Удэ, Красноярска, Томска, Кызыла, Якутска, Читы – все директора колледжей культуры и искусства.

В результате были выработаны рекомендации о том, что динамическое развитие Сибири и Севера невозможно без развития культуры, сохранения ее полиэтничности, без увеличения ресурсных возможностей культурного многообразия. На базе ВСГАКИ сформирована рабочая группа по совместному формированию стратегии развития образовательных учреждений среднего профессионального образования Сибири и Севера.

Все это несомненно способствовало социально-экономическому развитию огромной территории страны и предопределило миссию ВСГАКИ как своеобразного центра созидания духовных, творческих и культурных точек роста. К тому же вузом накоплен бесценный опыт взаимодействия, взаимовлияния и сотрудничества с учреждениями образования и культуры в условиях полиэтнического региона, с учетом их особенностей.

Сегодняшние условия диктуют свои требования и правила. Динамично развивающееся учебное заведение – ВСГАКИ естественно определяет, исходя из новых требований реформирования вузов, свои инновационные векторы развития. Сущность реформ изложена в Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 г.г. и в проекте Государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 г.г. Стратегия данных документов предопределяет уход от «сырьевого сценария» развития экономики России (Д. Ливанов – интервью) к инновационному, т.е. изменению качества человеческого ресурса, что совершенно невозможно реализовать без кадров вузов культуры и искусства. Естественно, что решение названной проблемы носит глобальный характер и имеет длительный период ее осуществления. Тогда, роль ВСГАКИ, имеющей подобный исторический опыт, кратно возрастает.

Следующая проблема, определяющая стратегическое и инновационное развитие вуза на длительный период – это повышение качества тех, кто работает в бизнесе. Сегодня уже доказано (исследования Великобритании), что основой любой развивающейся компании является культура, а именно – корпоративная культура бизнес-предприятия. Установлено, что внедрение НИОКР дает компании всего 1% прибыли, тогда как вложения в работающий персонал – 18%-19% (исследования в Великобритании).  И это потребует от ВСГАКИ подготовки специалистов нового качества, способных развивать и совершенствовать культуру бизнеса.

Анализ исторического опыта ВСГАКИ свидетельствует о многих интересных наработках в этом плане. В качестве примера, можно привести, проведенный в апреле 2008 года проектно-деловой семинар «Партнерство как стратегическое направление развития рекреации, культурного сервиса и туризма в республике Бурятия» с секциями «Анимационные технологии в рекреации, культурном сервисе и туризме», «Информационно-экономическое проектирование в сфере туризма и гостиничного сервиса» и «Оценка ресурсов и разработка проектов в области туризма, анимации и социально-культурной деятельности».

К тому же Бурятия определена Правительством России как особая экономическая зона по развитию туризма на Байкале «Байкальская гавань», деятельность которой напрямую связан со ВСГАКИ, поскольку именно он осуществляет подготовку кадров в области сервиса, туризма, экономики, прикладной информатики и менеджмента в социально-культурной сфере. Академия уже задействована в долгосрочной программе реализации данного проекта.

Что касается «франшизы» — продвижения образовательных услуг на международный рынок, особенно с учетом вхождения России в ВТО, то ВСГАКИ имеет договоренность с представительством консалтинговой компании О.С.В. по Восточной Сибири о сотрудничестве и взаимодействии. Вместе с тем, мировой опыт показывает, что к этому необходимо относиться с большой осторожностью.

Кроме того, американские ученые опубликовали в 2000 году в сборнике «AYM» материалы о том, что «в третьем тысячелетии в мире будет доминировать русская славянская культура, окрашенная мудростью Востока, т.е. славяно-евразийская культура». Поскольку ВСГАКИ находится на пересечении Великих культур Запада и Востока, что позволило вузу накопить огромный опыт работы в русле их взаимодействия, взаимовлияния славяно-евразийской культуры, то вузу здесь предстоит огромная работа.

Таким образом, геополитические и исторические особенности расположения и 53-летний опыт работы академии в этих условиях, свидетельствуют в пользу данного учебного заведения как перспективного и определяют следующие основные векторы его развития:

— формирование направленных на повышение качества инновационных моделей взаимодействия ВСГАКИ с социально-культурной, образовательной, информационной, экономической и бизнес-средой Байкальского региона и Восточной Сибири.

Программе Восточно-Сибирского научно-образовательного инновационного комплекса Республики Бурятия с кластером

— социально-экономические технологии духовного производства:

1) инновационные технологии арт-терапии для психофизического оздоровления всех категорий граждан (от детей-подростков до пенсионеров совместно с Министерством здравоохранения Республики Бурятия (договор имеется);

2) разработка системы критериев социально-экономической эффективности использования свободного времени населения совместно с Министерством экономики Республики Бурятия (имеется договор).

— систематический поиск наиболее эффективных моделей организации и повышения качества учебного процесса. Формирование мобильности у студентов, создание научно-исследовательской творческой среды в вузе, направленной на развитие их инфраструктуры воображения в соответствии с международным индексом ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала).

— формирование общественного и международного имиджа вуза через постоянно разрабатываемый и создаваемый мультимедийный продукт для пользователей современными мобильными устройствами (Apple, IOS Android, Windows Phone и др.).  Это будет также способствовать выявлению талантливой молодежи и повышению качества профориентационной работы.

— создание успешных научно-исследовательских программ по развитию науки о культуре Байкальского региона и Дальнего Востока.

— продолжение многолетних научных международных проектов с Монголией, Южной Кореей «Древо культуры», «Культурное пространство Сибири и Монголии», конкурсов и фестивалей «Звуки Евразии» совместно с ЮНЕСКО (IOV) «Венок Дружбы» (страны АТР), «Кубок Байкала» (страны АТР).

— совершенствование деятельности имеющихся 12 научных школ: Отечественная история; Этнография, этнология и антропология; Социальная философия;  Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (монгольские языки); Хореографическое искусство; Театральная режиссура; Театральное искусство; Вокальное искусство; Инструментальное исполнительство; Социальная структура, социальные институты и процессы; Теория и история культуры; Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов и создание новых.

Основными направлениями  научно-исследовательской и творческой деятельности ФГБОУ ВПО ВСГАКИ являются: исследование процессов, связанных с формированием науки о культуре в условиях Сибири; комплексное изучение истории, современного состояния и тенденций развития культурного пространства Сибири; экономика духовного производства; изучение культуры этнических общностей региона; инновационные технологии арт-терапии; инновации в сфере межэтнического и межконфессионального взаимодействия, информационные технологии в сфере культуры и искусства; культурные ресурсы индустрии сервиса и туризма; разработка системы критериев социально-экономической эффективности свободного времени населения и др.

В рамках данных направлений заключены договоры о сотрудничестве при реализации инновационных научных и творческих проектов с министерствами, ведомствами, бизнес-структурами, муниципальными образованиями. Так, например, можно отметить создание  в 2011 г. «Полицейской  академии культуры»  совместно с Министерством внутренних дел Республики Бурятия, лаборатории «Голос тишины»  совместно со школой-интернатом для детей с ограниченными возможностями по слуху, работу Центра Арт-терапии совместно с Министерством здравоохранения Республики Бурятия и др. Основным ресурсным центром Академии является концертно-театральный центр «Феникс», который является экспериментальной площадкой для реализации инновационных проектов студентов и преподавателей.

Вузом разработана модель развития Новой Культуры и Нового Искусства XXI века (автор Р.И. Пшеничникова).

Поскольку, только ВСГАКИ имеет докторантуру и аспирантуру по специальностям Отечественная история; Этнография, этнология и антропология, Теория и история культуры,  Музееведение, консервация  и реставрация историко-культурных объектов, Театральное искусство, Музыкальное искусство и Советы по защите докторских и кандидатских диссертаций по четырем специальностям на огромной территории Байкальского региона, Дальнего Востока и Севера, планируется расширение их деятельности, а также разработка и применение, кроме издающегося журнала «Вестник ВСГАКИ «, современных информационных технологий». Так, во всероссийском проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» 2012-2013 уч. года из 32000 программ шесть программ ВСГАКИ признаны лучшими: Режиссура театрализованных представлений и праздников; Музейное дело и охрана памятников; Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы; Библиотечно-информационная деятельность; Народная художественная культура; Народная художественная культура.

В академии имеется значительный опыт, материалы, технологии, свои ноу-хау по изучению культур Запада, Востока и Севера, что определяет ее самобытность и содержание деятельности.

В настоящее время вуз выступает одновременно в двух качественно различных ролях: своеобразной естественной лаборатории по изучению взаимодействия, взаимовлияния, взаимопроникновения культур и региональным центром-транслятором культуры, науки, образования, искусства и социально-культурных технологий.

В сентябре этого года была произведена модернизация структуры академии в соответствии с требованиями времени. В вузе внедрена инновационно-организационная структура управления учебным процессом, в котором, кроме традиционных институтов и кафедр, сформированы центры созидания новой интеллектуальной, научной, исследовательской, творческой, экономической и информационной  среды. В результате, студенты обучаются в условиях качественно иного образовательного пространства. Такие, как  организационного и технического обеспечения учебного процесса;  развития науки о культуре и развития духовного производства; студенческих инициатив и академической мобильности; дополнительного и инновационного образования.

Вместе с тем академия сталкивается с рядом проблем, вызванных объективными условиями, как показал swot-анализ:

— Новые демографические и экономические вызовы привели к снижению престижа гуманитарных и творческих профессий, что привело к определенному снижению количества и качества абитуриентов, поступающих на УГС Культура и искусство, и Гуманитарные науки.

— Жесткая «привязка» результатов ЕГЭ в качестве основного критерия отбора абитуриентов  по направлениям подготовки в области искусства приводит к отсеву талантливых абитуриентов, имеющих яркие творческие способности, но не набравшие необходимые баллы по результатам ЕГЭ.

— Переход  на новые ФГОС требует модернизации и качественных изменений содержания, структуры основных образовательных программ, их опережающей разработке, мониторинга качества формируемых компетенций.

— Существуют некоторые противоречия между сформулированным законодательством правом обучающихся на реализацию индивидуальной образовательной программы, существующими «нормами времени для расчета объема учебной  нагрузки ППС» и традиционной поточно-курсовой  организацией учебного процесса.

— Сохранение «Тувинского филиала» — это не только образовательная, но и политическая проблема.

В заключение, следует отметить, что два ключевых понятия: «качество человеческого ресурса»; «изменение и формирование качественно иной социальной среды» являются структурно-инновационными, направленными на реформирование деятельности Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства.

 

 

 

 

 

Статья от 02.11.2012

ФГБОУ ВПО ВСГАКИ  – старейший вуз культуры и искусств – является одним из лидеров отраслевого образования, первым вузом, внесшим значительный вклад в формирование интеллектуального и кадрового ресурса отрасли культуры и искусств Сибири и Дальнего Востока. Социально-экономические особенности региона, отдаленность от цен­тра, огромное географическое пространство и полиэтнический состав населе­ния определили не­обходимость подготовки кадров для сферы культуры и искусства по традиционным и инновационным направле­ниям. Созданная на базе московской и ленинградской культурологических школ, академия взяла у них все лучшее,   и  в дальнейшем стала определяющим фактором культурной, образовательной и национальной политики в сибирском регионе.

Свыше 50 лет сотрудничая и готовя кадры для республик Саха (Якутия), Тыва, Калмыкия, Алтай, Бурятия, Хакасия, Иркутской и Читинской областей, Усть-Ордынского и Агинского национальных округов, академия стала естественной лабораторией по изучению проблем взаимодействия, взаимовлияния, взаимопроникновения культур различных этносов Восточной Сибири, Севера и Байкальского региона. Особый и уникальный опыт в этом плане приобретен благодаря деятельности созданного в 2000 году «Академического образовательного комплекса культуры, искусства и социально-культурных технологий Восточной Сибири и Севера».

Творческая, научная, инновационная и научно-методическая активная деятельность ВСГАКИ обусловила статус вуза как межрегионального научно-методического центра для учебных заведений среднего профессионального образования всей Сибири и Дальнего Востока. Инновации ВСГАКИ внедряются в этих учебных заведениях (Минусинск, Томск, Омск, Благовещенск, Иркутск, Чита и др.).

Разработанная академией инновационная модель развития Новой культуры и Нового искусства XXI века «Цветок жизни» реализуется многими образовательными и  творческими коллективами.

Особое внимание уделяется повышению качества подготовки специалистов, для чего внедрена инновационная модель организации учебного и образовательного процесса, сформированы для студентов инновационные центры и школы, например: Центр развития творческого потенциала и инфраструктуры воображения с корпоративной и многоуровневой школой креативных менеджеров; Центр студенческих инициатив и академической мобильности для одаренных студентов и студентов-лидеров; Центр профориентационной работы по выявлению талантливой молодежи и Центр по трудоустройству студентов и т.д.

Результатом научно-исследовательской и творческой деятельности студентов академии является их успешное участие в различных студенческих мероприятиях международного, всероссийского, регионального и республиканского уровней:  в 2008 году студентка Филиппова Д. стала дипломантом международного музыкального конкурса «Найдал-2008»; В 2009 году студентка Мижитова Т. была награждена Почетным дипломом «Достояние Сибири» на Международном молодежном инновационном форуме «ИНТЕРРА-2009» в номинации «Надежда Сибири» за разработку сайта в поддержку детей-сирот; Гребенщикова Е. и Стасевич Ю. были награждены дипломами 1 степени на  Всероссийском фестивале «Тюменский звездопад». В 2010 году коллективы студентов ВСГАКИ заняли 3 призовое место в VI Международном конкурсе «Музыкальный Владивосток-2010»; стали лауреатами 1 и 2 степени III Международного конкурса исполнителей на струнных и духовых национальных инструментах стран АТР «Кубок Байкала-2010». Победителями и призерами Международного музыкального конкурса «Найдал-2011» стали студентки Намдакова С.,  Томитова Е, Арапчор А. Павлова Л. стала лауреатом Международного конкурса пианистов «Читта-де Пезаро»; Аранжуров Б. – дипломантом Международного конкурса вокалистов им. Л.Линховоин; джазовый оркестр «Академик-Биг-Бенд» является лауреатом нескольких джазовых фестивалей, например, VI международного фестиваля «Джаз на Байкале». Студентка Дулуш Т. стала дипломантом Международного конкурса-фестиваля «Надежда-2011» в номинации «Художественное слово»; Цыбикова О., Рахвалова М., Жигжитжапова Н. стали лауреатами Российского открытого фестиваля юмора и эстрады. В 2012 году студентка Полудкина И. стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России-2012» в номинации «Студенческий Бизнес». Студенты академии Кириллов Ю., Намдакова С., Платонова Х. стали победителями Общероссийского конкурса «Молодые дарования России- 2012»; студенты Маланов С., Яхунаев Ч., Пляскина Я. стали победителями Всероссийского фестиваля ведущих и исполнителей игровых программ «Затея» (г.Тюмень). Студент 4 курса Ооржак М. снялся в одной из главных ролей в художественном фильме «Орда» (2012), студент 4 курса Фролов А. снялся в главных ролях в художественных фильмах «Чайник» (2011) и «Решала» (2012); сертификаты НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» получили студенты Ефремов А. А., Рекунов И. А., Стулева Т. Г. и др.

Академия по праву гордится своими выпускниками, успешно работающими на благо отечественной культуры во всех уголках России и за рубежом. Более 30 тысяч выпускников вносят достойный вклад в сохранение и развитие многонациональной культуры, образования и творчества. Следует отметить, что ВСГАКИ являлась и является кузницей кадров для вузов культуры и искусства по всей России. Например, профессор Кротова Н.В руководила Московским государственным университетом культуры и искусств. В этом же университете проректорами работали доктора наук, заслуженные работники культуры РФ, Солодухин В. И., Ярошенко Н. И. Профессор Щербина Н. Ф. долгие годы работал ректором Хабаровского института культуры. Профессор Игнатьева С. С. является ректором Арктического государственного института культуры. Доцент Первушина О. В. работает проректором Алтайской государственной академии культуры и искусств. В Санкт-Петербургском университете культуры и искусств работают профессора Ляпкина Т. Ф.  и Дележа Е. М. В Самарской государственной академии культуры и искусств успешно трудятся профессора Золотухин А. Т. и Опарина Н. П. и др.

Около 60-70% работников культурных учреждений таких регионов, как Иркутская область, Забайкальский край, Республика Тыва, республика Саха-Якутия  являются выпускниками ВСГАКИ. Министрами культуры республики Тыва работали выпускники академии Э.А. Данзын и А.С. Серен, выпускник В. Безбожный был начальником управления клубных учреждений Министерства культуры СССР, Н.Ю. Мадуев – министром культуры Республики Бурятия,  А. Бурков – главным режиссером Владимирского драматического театра. В настоящее время более 90% работников государственных и муниципальных учреждений культуры Республики Бурятия – это выпускники академии. Многие из них возглавляют учреждения культуры и искусства, являются художественными руководителями творческих коллективов. Доцент Сахина Л. А. руководит собственной школой танца  в США, Цыдыпов Б. Б. успешно руководит хореографическими коллективами в Канаде. Национальную библиотеку Республики Бурятия возглавляли выпускники академии Петухова И. И., Ильина Ж. Б. Республиканский центр народного творчества Бурятии возглавляет Донсоронова Н. Г. Юношеской библиотекой Бурятии руководили Рябушева Е. Ю. и Гармаева Л. В.Успешно реализуют творческие проекты наши выпускники, режиссеры, лауреаты международных и российских конкурсов: обладатель Золотой Маски Бадагаева Т. Б., директор и художественный руководитель Русского Драматического тетра, г.Улан-Удэ Степанов П. Г. и Баскаков А. Б., руководитель театра пластической драмы «ЧелоВЕК», г. Санкт-Петербург Григурко И. Л. Мы гордимся выпускниками ВСГАКИ – Д. Бадлуевым, художественным руководителем Бурятского государственного национального театра песни и танца «Байкал», заслуженным деятелем искусств России; С. Чебуниным, лауреатом премии Правительства Российской Федерации «Душа России», хормейстером ансамбля «Судьбинушка»; С. Залуцкой, директором межпоселенческой библиотеки Кабанского района, заслуженным работником культуры Республики Бурятия; В. Галактионовой, преподавателем ДШИ №          3 г. Улан-Удэ, заслуженным работником культуры РФ; Л. Прибыловой, директором ДШИ №          6 г. Улан-Удэ, заслуженным работником культуры Республики Бурятия; Г. Брежневой, заместителем директора по науке Этнографического музея народов Забайкалья и многими другими. В самой академии успешно преподают выпускники ВСГАКИ- профессора, заслуженные работники культуры и высшей школы РФ Дашиева Н. Б., Езова С. А., Баторова Д. Н., Ажеева Р. Б., Огнев О. В., Прибылов А. А. доценты Назаров В. К., Рябушев В. Н.. Вампилова Т. Б.  и многие другие.

Основной проблемой в научной деятельности ВСГАКИ является тот факт, что научные и творческие направления академии в последние годы не попадают в перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а значит не имеют должной финансовой поддержки. Более того создание научной инфраструктуры в виде научных отделов в вузах культуры и искусств было разрешено только 3 года назад. Тем не менее Академия всегда являлась главным центром культурологической науки на всей территории Сибири и Дальнего Востока. Важнейшая роль ВСГАКИ как научного центра Восточной Сибири и Дальнего Востока отдельной строкой прописана в «Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона», которая была принята Правительством Российской Федерации в 2010г.

Для подготовки научных кадров высшей квалификации в академии успешно действует 2 диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, докторантура и аспирантура. Издается рецензируемый научный журнал «Вестник Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств».

Академия является лидером в исследованиях в области духовной культуры и формирования нового знания. Основными направлениями научно-исследовательской  и творческой деятельности академии являются: исследование процессов, связанных с формированием науки о культуре в условиях Сибири и Севера; комплексное изучение истории, современного состояния и тенденций развития культурного пространства Сибири и Севера; экономика духовного производства, изучение культуры этнических общностей региона,  арт-терапия, инновации в сфере межэтнического и межконфессионального взаимодействия, информационные технологии в сфере культуры и искусства, культурные ресурсы индустрии сервиса и туризма и др. Научные исследования во ВСГАКИ проводятся как коллективами факультетов, кафедр и лабораторий, так и совместно с Институтом этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Российским институтом культурологии, Московским государственным университетом культуры и искусств, Монгольским государственным университетом культуры и искусств, ГПНТБ СО РАН, ИМБиТ СО РАН и другими научными учреждениями и вузами.


Читать эту Тему дальше:
12


4129 просмотров.

Другие актуальные темы