10.04.2013

Российско-итальянский форум «Современные информационные и коммуникационные технологии в высшем образовании: новые образовательные программы, педагогика с использованием e-learning и повышение качества образования»

Доклад ректора «Восточно-Сибирской государственной академия культуры

и искусств» Пшеничниковой Р. И.

«Информационные, инфокоммуникационные технологии

и гуманитарные знания: проблемы техно-гуманитарного баланса»

«Ум творит нашу реальность»

Платон

Интенсивное развитие инфокоммуникационных и вычислительных технологий предопределяют необходимость в разработке инновационной модели взаимодействия вуза с социально-культурной, образовательно-информационной и экономической средой.

Особое значение в этом плане имеют фундаментальные исследования руководителя Евро-Азиатского Центра мегаистории и системного прогнозирования РАН  А. Назаретяна о необходимости соблюдения Закона техно-гуманитарного баланса и принципов Мегаистории. Проведенный автором анализ показал, что за последние 200 лет «… сообщества, которые не справились с развитием своих технологий, выбраковывались из исторического процесса. Сохранялись лишь те, которые смогли КУЛЬТУРНО и ПСИХОЛОГИЧЕСКИ (выделено мною) приспособиться к возрастающей технологической мощи». И тогда, по мнению автора, на первый план выходит необходимость «в переосмыслении ключевых понятий культуры» и особенно «морали» (1, с. 6-9).

Очень важными в изучении обозначенной нами проблемы являются труды астрофизика Александра Панова, автора «кривой Снукса-Панова». Данная модель доказывает, что прежний режим эволюции в «последней точке, так называемой информационной революции, обязан сломаться, потому что даже чисто математически эволюция не может продолжать ускоряться прежним образом» (1). Возникает необходимость развития сознания через внутреннюю или ментальную работу человека, как главной стратегической задаче модернизации вузов. Например, общеизвестно, что «компьютеры обрабатывают информацию, а человек – смыслы». Как мыслит человек – наука не знает. Таким образом, проблема поиска гармоничных подходов развития информационных и инфокоммуникационных технологий и гуманитарного знания является основополагающей в модернизации образования. Особенно, если учесть, исходя из принципа энтропии в теории информации, возникающие «меры неопределенности ситуации (случайной величины)» (2, с. 457).

Поэтому ЮНЕСКО в своем Всемирном докладе о культуре особо выделило идею развития человека через «Инфраструктуру воображения». Мы становимся очевидцами процесса потери у современных людей способности ощущать Дух слова, Дух звуков, прозревать многозначность символов, т.е. всего того, что связано с чувством прекрасного, эмоциями, ощущениями и переживаниями (эмоционально-образная сфера или Духовная культура). «…бездуховность – это исходное  основание цивилизационной неопределенности. Человек  духовный – это не просто современный информационный человек, а человек, обладающий определенной константной настройкой. Настройка – это состояние постоянной готовности к защите ценностей культуры и позитивной цивилизационной самореализации» — подчеркивает Л.В. Скворцов в своем фундаментальном исследовании «Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание».

Особую роль в формировании бездуховности играет безответственное отношение современных людей к слову, речи, мысли, образу. Вместе с тем, именно информационные технологии породили идею  магии мысли и чисел, которые должны изменить мир. Сегодня предлагаются всевозможные технологии обучения работе со своими мыслями и образами. Достаточно сослаться на «Творящий Словарь Образного Мышления» выпущенного уже четвертым изданием в серии «Голубая Роза Сириуса». В «Тайной доктрине» сказано: «Каждая буква имеет свое оккультное значение и свое разумное основание; каждая есть причина и следствие предыдущей причины, и комбинация их очень часто производит наисильнейшее магическое воздействие. Знак, число, буква являются физическим отображением определенных космических сил и они, произнесенные или написанные, вызывают эти силы к проявлению на материальном плане». Отсюда понятно, что развитие  информационного общества требует высоких позитивных мыслей, позитивных образов, высокого качества человеческого ресурса, без чего невозможно выйти из цивилизационной неопределенности. Следует также учесть, по данным социологов, постоянно растущий интерес людей к древним знаниям, тайнам космоса и смыслу жизни.

В связи с этим появляется необходимость в моделировании процессов развития современной культуры, в том числе инфокоммуникативной, искусства и среды с целью развития константных настроек индивидов.

Предварительные исследования по теме: «Феномен и ноумен как пути познания символических форм и скрытых знаний в культуре» позволили разработать модель развития Новой культуры XXI века «Цветок жизни» и обозначить восемь константных настроек.

Константные настройки:

  1. Постоянный рост Духовной составляющей
  2. Развитие науки о культуре, постоянный рост научной составляющей
  3. Развитие математики культуры
  4. Развитие культуры и искусства как технологий психофизического оздоровления людей
  5. Культура и искусство – мост между Природой и Человеком. Постоянный рост их сотрудничества.
  6. Сохранение многообразия культур как основа развития и конкуренции
  7. Развитие экономики Духовного производства
  8. Развитие Новой культуры, Нового искусства и новой социальной среды

 

Большой интерес в этом плане представляют труды выдающегося ученого И. Пригожина о значении символьно-математического мышления в формировании и созидании окружающего мира. Не случайно автор сравнивает воплощенную в символах мысль с произведением искусства. «Подобно произведению искусства она имеет свои ограничения. Она возбуждает и чувство восхищения, и чувство неудовлетворенности. Она бросает нам вызов, побуждая идти вперед».

Кардинальное значение в модернизации высшего образования имеет идея скрытого знания, которая пронизывает всю историю человеческой мысли с самых отдаленных эпох.

Очевидно, что прогнозировать инновационные модели развития университетов и других высших учебных заведений без учета вышеназванных проблем неэффективно. В качестве примера можно привести исследования, связанные с историей развития эстетических категорий. В ней прослеживается про­странственно-временная трансмиссия, как процесс свертывания многооб­разной по форме, содержанию, опыту, чувствованию мира информации, в единую точку — категорию эстетики. Отсюда понятно, что качество образования напрямую определяется развитием спо­собностей, связанных с развертыванием и свертыванием информации, умением работать одновременно правым и левым полушарием головного мозга, т.е. на качественно ином уровне сознания.

Если мы обратимся к фундаментальной работе выдающегося мыслителя XX века П.Д. Успенского «Тертиум органиум: ключ к познанию мира», то обнаружим предложенный автором нетрадиционный метод позна­ния мира человеком. Суть его выражается в одновременном использовании двух противоположностей: феномена и ноумена. Так, П.Д. Успенский рас­сматривает ноумен как мир поиска скрытого значения во всем, мир, связан­ный с чувствами, переживаниями, изменением сознания.

Исследуя в своей книге проблему эволюции мира и человека, автор подчеркивает очень важную мысль о том, что, чтобы реализовать новый мир, мы должны понять новую логичность. Причем новую логичность П.Д. Ус­пенский определяет как «нелогичность». «Есть очень много вещей вне логи­ческих по существу. Такова вся область чувства, эмоций, религии. Все искус­ство — одна сплошная нелогичность… и нелогической является математика, самая точная из наук». Законы математики и законы логики автор рассматривает как законы отражения феноменального мира в нашем созна­нии. К миру ноуменальному относится искусство и трансфинитные числа. Получается, что познание определяется, в основном через культуру, искусство и ноуменальный мир. Причем культуре придется разрабатывать свою математику — математику культуры.

В то же время, ноуменальный подход будет сопряжен с поиском множества логик внутри самих идей, образов, символов. Следует отметить, что при встрече с необычными явле­ниями, особенно в творчестве и фантазиях, человек теряется и даже не может сформулировать своего желания. Достаточно сослаться на сказки и мифы на­родов, чтобы убедиться в этом. Получается, что ноуменаль­ная сторона развития личности мало исследована, мало известна и связана с осознанием цели и смысла своей жизни и преодолением страха перед неизвестностью.

Здесь необходимо вновь обратиться к фундаментальной работе Л.В. Скворцова «Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание», в которой автор, размышляя о Коде Универсума, подчеркивает значимость информационных воздействий, осуществляемых человеком, на материю, Вселенную, окружающую реальность. Важным является  его вывод об исторической способности создавать культурный цивилизационный код своего поведения, который формируется собственным духовным творчеством.

Таким образом, Духовное творчество людей выступает своеобразным структурным центром модернизации современного образования в мире, через развитие информационных и инфокоммуникационных технологий, «инфраструктуру воображения» и гуманитарное знание.

 

 

  1. Наука и религия. – 2013. — № 1.
  2. Большая энциклопедия: В 62 т. – М., 2006. – Т. 60.

1627 просмотров.

Другие актуальные темы