18.03.2014

ВЫСТАВКА БОЛГАРСКОГО ХУДОЖНИКА СТОЯНА БОЖКИЛОВА ОТКРЫВАЕТСЯ В МОСКВЕ

25 марта в Музее наивного искусства в Москве открывается выставка болгарского художника Стояна Божкилова.

Выставка организована  Музеем наивного искусства, галереей «73 улица» при поддержке   Болгарского культурного института и   Департамента культуры города  Москвы.

Выставки наивного искусства, с 1990-х неизменно пользующиеся успехом особенно у нас, где такого рода творчество долгое время находилось на полулегальном положении либо приравнивалось к доморощенной самодеятельности, сейчас обрели заслуженный статус и соответствующее ему местоположение. В Суздале, Пскове, Чебоксарах, Ульяновске имеются собрания работ наивных художников. В 1998 г. был открыт и первый в России Музей наивного искусства в Москве, на площадке которого  с 25 марта по 20 апреля пройдет выставка болгарского художника Стояна Божкилова. Организатор выставки — галерея современного искусства «73-я улица», впервые представила творчество болгарских художников в Москве в 2012 году, когда и были открыты зрителям имена Милены Йоич и Георгия Атанасова, а также наивных художников Кирила и Стояна Божкиловых. Работы болгарских авторов имели тогда большой успех, а реакция на творчество наивных художников Божкиловых превзошла все ожидания.

Интерес к примитиву как особому виду творчества со стороны художников-профессионалов особенно остро проявился на рубеже XIX-XX веков. Именно тогда были открыты и предъявлены художественному миру такие феномены независимого поведения, как Анри Руссо и Нико Пиросманашвили. Примечательно и то, что московский Музей наивного искусства обосновался в здании стиля модерн, выстроенном как раз в это время.

Болгарскому наивному искусству, построенному на балканской модели мира, свойственна особая поэтика, позволившая с одной стороны сохранить независимость от искусства официального, а с другой – уцелеть от девальвации после крушения  системы социалистического лагеря. Поэтику эту составляют и обращение к своей национальной культуре с ее древними корнями; и ритуальность, основанная на повторах и сопоставлениях, как магические заклинания; и праздничность, заданная как «нарядной» гаммой цветов так и игровым, ироничным настроением.

Жизнь главного героя рассказана работами Божкилова, как всегда у наивных художников, неспешно и обстоятельно. Беленые дома с красными черепичными крышами,  пестрые россыпи маленьких человеческих фигурок: здесь есть дворник и священник, книжник и торговец, нарядная дама, просто прохожий, человек с ружьем,  охотник. Прямо у нижней кромки лицом к нам, но взглядом мимо – куда-то лукаво в сторону – курит,  легко одетый для зимнего времени, похоже, рассказчик всех историй, поскольку узнать его черты можно и на других картинах. Главные герои всегда больше остальных, как будто заглавные буквы,  и как это было в древних сакральных изображениях – фресках, иконах.

Любимый сюжет Стояна – взаимоотношения мужчины и женщины. Ужин вдвоем, танец, поцелуй, множество повторяемых, подобных ситуаций показывают,  насколько важна эта тема для художника. Сцена в ресторане с танцующими парами выглядит как праздник музыки, искусства, застолья и любви. Лежащая обнаженная прекрасна своей незатейливой красотой, а курящий трубку моряк — оттененной иронией. Повсюду идет игра,  присутствует сладкая меланхолия и как будто слышится музыка, сопряженная с мягкой иронией -  это все и есть то, что составляет интригу работ болгарского художника.

Пресс-служба БКИ


Все НОВОСТИ