05.12.2014

Палехская лаковая миниатюра отмечает 90-летний юбилей

Сказочные сюжеты и легкое пламя письма — всё это палехская живопись. Девяносто лет назад в поселке Палех Ивановской области была образована «Артель древней живописи». Эта дата считается днем рождения палехской лаковой миниатюры.

Палехская икона была известна с древности, но после революции местные живописцы остались не у дел. Тогда художник Иван Голиков собрал лучших мастеров для открытия нового промысла. Палехские лаки быстро завоевали мировую славу – первая же выставка в Венеции в 1924 году вызвала сенсацию, мастеров пригласили открыть школу в Италии, но они отказались покинуть родину. В советские годы палехские изделия были одним из самых популярных брендов туристического экспорта. Сегодня, как и многие народные промыслы, это искусство переживает непростые времена. Но Палехское художественное училище продолжает работу, и его выпускники стремятся сохранить уникальную традицию.

Справка

Современный Палех — один из признанных центров лаковой миниатюры. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающегося особой тонкостью художественных приемов. Драгоценные миниатюры палехских мастеров с триумфом прошли по многим выставкам Европы, Америки, Азии, получили «Гран-при» на Всемирной выставке в Париже. Палех оказался способным соперничать с признанными лаками Брауншвейга, Японии, Персии, Китая.

Процесс рождения палехской миниатюры долог и сложен. Художники используют особый материал — папье-маше, покрываемый черной шпатлевкой, на которую наносится белильная подготовка — подмалевок. Затем в несколько приемов тщательно расписываются внутренний (роскрышь) и внешний контурный (роспись) рисунки. Поверхность изделия пемзуют, покрывают лаком, полируют, расписывают золотом. Основы стиля и технологии изготовления палехской лаковой миниатюры сложились уже в первое десятилетие существования «Артели древней живописи». Новое искусство унаследовало многие традиции иконописания — условность изображения, тонкость и плавность линий, своеобразные формы архитектуры, пейзажа, орнамента, темперные краски, использование твореного золота, техники «плавей».

Первые палехские миниатюристы И.И.Голиков, И.И.Зубков, А.В.Котухин, И.В.Маркичев, А.А.Дыдыкин, Н.М.Зиновьев в прошлом были иконописцами. Наивная непосредственность, искренность, некоторая архаичность их работ в сочетании с прекрасным мастерством исполнения придают ранним произведениям Палеха особое очарование.

Первые миниатюристы передали свои знания и опыт последующим поколениям мастеров, среди которых наибольший интерес представляют П.Д.Баженов, Д.Н.Буторин, Т.И.Зубкова, А.А.Котухина, Н.И.Голиков, Е.Ф.Щаницына, И.В.Ливанова, В.М.Ходов, Б.М.Кукулиев, А.Д.Кочупалов. При всем различии творческого подчерка их объединяет стремление к развитию и обогащению лучших традиций палехского искусства.

Темы произведений художников Палеха — излюбленные в фольклоре мотивы крестьянского труда, хороводы, тройки, битвы, песенные и исторические сюжеты, сказки, былины. Мастера прекрасно сочетают живописные композиции с формой миниатюрных шкатулок, ларцов, тарелок, коробочек, пластин, пудрениц. Современное палехское искусство вошло самостоятельным и полнлценным течением в общий поток русской национальной культуры. Красота, гармония и изысканность, свойственные работам палешан, вызывают неизменный интерес к их творчеству.

Новости культуры

 


Все НОВОСТИ