30.09.2016

По случаю своего 175-летия Сбербанк приглашает россиян бесплатно посетить лучшие музеи страны

Эрмитаж и Меншиковский дворец

В 1762-м году Екатерина II покупает по случаю коллекцию картин у берлинского купца Иоганна Гоцковского. Коллекция предназначалась для прусского короля Фридриха II, но после поражения в Семилетней войне король не смог позволить себе такую дорогостоящую покупку, и коллекция отходит русской императрице, став основой коллекции будущего великого музея — Эрмитажа.

Екатерина скупала искусство по всей Европе, почти на каждом аукционе присутствовали ее агенты или поверенные, по ее поручению действовали дипломаты, художники, философы (в том числе и Дидро). Среди купленного — коллекция саксонского министра графа Бюля, французского барона Кроза (с Рафаэлем, Тицианом, Рембрандтом), британского премьер-министра Уолпола и др. Француское слово «hermitage» значит «келья, приют отшельника, место уединения» — именно таким приютом для уединенных увеселений в кругу близких друзей императрица мыслила один из флигелей Зимнего дворца, для украшения которого картины и покупались. Но очень скоро растущая коллекция перестанет в нем помещаться, и в 1771-1787 гг. для нее будет построено здание Большого Эрмитажа.

Искусство для Эрмитажа продолжат покупать и Александр I, и Николай I, и основа музейной коллекции — это та живопись, которую они знали и любили: «малые голландцы», болонская школа, да Винчи и Микеланджело, Рубенс и Тьеполо. А вот Джотто, Босха, Вермеера, Брейгеля или Дюрера в коллекции нет — они тогда не очень ценились. Вплоть до 1852-го года Эрмитаж был закрытой императорской сокровищницей искусства. Посещать его могли немногие — Пушкину, например, пропуск выхлопотал Жуковский, учивший наследника престола. Общедоступным музей станет только в середине XIX века, и для этого будет выстроен Новый Эрмитаж — первое здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций музея.

После событий 1917 года коллекция обогатилась работами из частных, а теперь — национализированных коллекций, но в 1929-1934-м годах шедевры Эрмитажа уходили за рубеж с такой же легкостью, с какой когда-то закупались для императорского музея: было продано 48 шедевров, в том числе лучшие работы Рафаэля, Боттичелли, Хальса и других старых мастеров. Впрочем, после войны коллекция пополнилась частью московских собраний Щукина и Морозова.

Дальнейшая история музея — это история расширений и поглощений. В частности, в XX веке Эрмитаж прирос домом Меншикова, первым каменным строением Санкт-петербурга, дворцом-музеем первого губернатора города, заложенном в 1710-м году. После опалы Меншикова дворец у него отобрали и отдали Первому кадетскому корпусу, где учились Суворов и Сумароков. После этого дворец несколько раз менял владельцев и в конце концов стал филиалом Эрмитажа — во дворце открылась экспозиция «Культура России первой трети XVIII века». Кроме того, Эрмитаж открыл филиалы в Амстердаме, Венеции, Казани и Выборге.

Русский музей

«Русский музей императора Александра III», которому суждено будет стать главным музеем русского искусства в мире, был основан в 1898-м году специальным указом императора Николая II. Музей должен был «обнимать собрание картин и статуй лучших русских художников, в том числе картины приобретенные для музея в Бозе почившим Императором». Поскольку сразу было понятно, что для музея «потребуется здание значительных размеров», тем же указом ему выделялся приобретенный на казенные средства Михайловский дворец с флигелями, службами и садом. Он и станет основой громадной коллекции: к моменту собрания в его коллекции имелось 445 картин, 111 скульптур, 981 графический лист и более 5 тысяч икон и памятников русской старины. Управлял музеем внук Николая II, великий князь Георгий Михайлович, увлеченный нумизмат и обладатель фантастической коллекции монет. «Музеем Александра III» он был еще и в самом буквальном смысле слова — отдельная его часть была посвящена памяти «жизни и царственных трудов» покойного императора.

На расширение музея тратились как специально выделенные государственные, так и частные средства, и уже за 10 лет коллекция увеличится вдвое. В XX веке она и вовсе перестанет помещаться в Михайловском (Инженерном) дворце, и сегодня в состав музея входит выставочный корпус Бенуа, Мраморный дворец, Строгановский дворец, Летний дворец Петра I, а также Летний сад, Михайловский сад, домик Петра и другие здания. В коллекции — все хрестоматийное русское искусство, от Брюллова до Малевича: «Бурлаки на Волге», «Витязь на распутье», «Девятый вал», «Переход Суворова через Альпы», «Похищение Европы» — все там. А кроме того, внушительное собрание советского искусства, авторитетный отдел новейших течений, и совершенно невероятный древнерусский отдел с иконами XII-XX века.

Пушкинский музей

Заслуга создания общедоступного учебного музея слепков принадлежит Ивану Цветаеву, доктору римской словесности и профессору кафедры теории и истории искусства Московского университета; о необходимости такого музея он писал начиная с 1893 года, его же стараниями был организован и конкурс на проект здания музея. Не только коллекция, но и само здание должно было служить делу просвещения: так, колоннада здания, разработанного архитектором Романом Клейном, в увеличенном масштабе повторяет пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, одного из храмов афинского Акрополя. Музей строился, по большей части, на пожертвования и деньги частных меценатов — так, две трети строительства и оснащения музея оплатил стекольный магнат Юрий Нечаев-Мальцов. Открывшийся в 1912-м году музей стал настоящим живым учебником истории искусств; большая часть коллекции была отдана слепкам античных скульптур, а заканчивалась экспозиция на XVI веке. Уже вскоре после открытия коллекция первоклассных копий и слепков стала пополняться оригиналами — в частности, в музей отошло внушительное собрание древнеегипетского искусства востоковеда Владимира Голенищева (более 6 тыс. предметов).

После революции судьба учебного музея изменилась в одночасье: он стал сперва музеем Старой западной живописи, затем, в 1932-м – Государственным музеем изящных искусств, а его собрание расширилось за счет национализированных коллекций и коллекций других музеев, от бывшего Музея-института классического Востока до музеев Кремля, Третьяковской галереи и ликвидированного Музея иконописи и живописи. В 1948-м году произошло самое заметное поступление — после закрытия Музея нового западного искусства его коллекцию разделили между Москвой и Ленинградом, и Пушкинскому достался клад — французские импрессионисты и постимпрессионисты из коллекций Щукина и Морозова. Правда, увидели их зрители далеко не сразу: в 1953-м году лишь отдельные работы становятся частью постоянной экспозиции, полностью же бывшую коллекцию ГМНЗИ покажут не раньше 1974-го года.

Неотъемлемой частью образа Пушкинского станут «Декабрьские вечера», музыкальный фестиваль, придуманный Святославом Рихтером и Ириной Антоновой в 1981-м году, а в 1985-м откроется Музей личных коллекций, состоящих из более чем 30 подаренных персональных собраний. История Пушкинского на этом не заканчивается: на месте нынешнего музея в следующем десятилетии возникнет Музейный городок, который займет целый квартал и кардинально изменит образ Волхонки и окрестностей.

Ярославский художественный музей

История Ярославского художественного музея начинается в 1919 году: именно тогда постановлением Губернского отдела народного образования основан просветительский музей, за открытие которого долго ратуют местные художники и любители старины. Еще не получив постоянного здания, музей проводит образовательные выставки — первая, в полном соответствии с духом времени, состоится на ткацкой фабрике «Красный перекоп». Вскоре музею выделят здание бывшей Консистории, учреждения по управлению местной епархией (ныне здание возвращено церкви). В ней и разместится коллекция русской живописи — Брюллова, Крамского, Перова, Айвазовского, Репина, и большое собрание характерного ярославского купеческого и дворянского портрета XIX века.

С 1970 года основным зданием Ярославского художественного музея становится Губернаторский дом, построенный в 1821-м году — здание с богатой историей, видевшее роскошные приемы, устраиваемые местными губернаторами; дом, где побывали все российские императоры, от Александра I до Николая II, и которому уделено заметное место в воспоминаниях де Кюстина.  Часть коллекции размещается также в двухэтажном особняке 1816 года и Митрополичьих палатах, одном из древнейших зданий города(1680-е гг) — в них когда-то местный митрополит уговаривал ярославцев подчиниться указу Петра Первого и брить бороды, ибо « образ и подобие Божие не на лице, а в душе человеческой». Среди шедевров коллекции — икона “Спас Вседержитель” первой половины XIII века, работы «мирискусников», участников «Бубнового валета», замечательное собрание работ Константина Коровина.

Пермская художественная галерея

История Пермской художественной галереи начинается в 1890-м году, когда в Перми создается Научно-промышленный музей. В 1902-м году в нем, в малопонятной для современного зрителя музейной логике того времени, открывается художественный отдел, жемчужиной которого станут работы исторического живописца Василия Верещагина и его брата Петра Верещагина, подаренные Перми. Медленное, но неуклонное расширение художественного отдела приведет к его отделению и открытию в 1922-м году самостоятельного Художественного музея.

Подарки и бывшие частные коллекции, пополнявшие фонды музея, сделают его самым крупным музеем Урала — в его коллекции более 43 тысяч предметов, от античного и древнеегипетского искусства до западноевропейской живописи и японских гравюр. Впрочем, главным украшением его коллекции станет не русская и европейская живопись, а результаты этнографических экспедиций, предпринимавшихся энтузиастами и исследователями культуры Пермского края Александром Сыропятовым и Николаем Серебренниковым. Именно их стараниями была собрана не имеющая аналогов коллекция пермской деревянной скульптуры, а также удивительные образцы пермского «звериного стиля», золотого шитья и строгановского школы иконописи. В нулевые музей становится важной площадкой для временных выставок, инсталляций и концертов современной музыки.

 

Арсенал (Нижний Новгород)

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) был создан в в 1994-м году, когда к самому словосочетанию «современное искусство» относились с известным подозрением, и стал первой в России государственной институцией, планомерно занимающаяся его изучением и пропагандой. ГЦСИ сразу задумывался как площадка со множеством филиалов в регионах, и нижегородский (официально он называется Волго-Вятский) стал флагманским и самым заметным.

Большой центр современного искусства прямо на территории Нижегородского кремля, в старинном здании Арсенала, по количеству и качеству программ едва ли не обходит столичные музеи, а само музейное пространство — одно из самых поразительных в стране. Здесь есть все, что полагается современному музею — лекторий, кафе, отличный музейный магазин, детский центр, медиатека на 4 тысячи томов, киноконцертный зал и даже самая длинная в городе скамейка в музейном дворе. При музее есть тинейджерский клуб «Так», в котором подростки выпускают собственную газету и осваивают профессию культурных журналистов, и своя телепрограмма, а среди многочисленных проектов музея особое место занимает «Вазари-фест» — уникальный фестиваль текстов об искусстве, на которых съезжаются искусствоведы со всей страны.

Рамблер ньюс

Все НОВОСТИ