29.05.2017

В Италии открылась выставка художников Татарстана

В древнем соборе Сан Витторе города Верчелли – центре одноименной провинции на севере Италии – впервые представляется искусство современной гравюры Татарстана. Выставка организована в рамках программы международной творческой мастерской «Верчелли-Казань – взаимопроникновения и взаимовлияния в современном искусстве печатной графики». Руководит мастерской итальянский художник-график Роберто Джанинетти.
В выставке принимают участие ведущие художники-графики Казани, в 2011 году создавшие творческую группу «Графком»: Ирина Антонова, Вера Карасева, Сергей Репнин и Александр Артамонов, бессменный лидер объединения. К ним присоединился график из Набережных Челнов Марат Мингалеев.

Александр Артамонов – художник аналитического склада, который не просто изображает окружающий мир или выражает свои эмоции, но обращаясь к поискам внутренних взаимосвязей предметов и событий, погружаясь в глубины человеческой – личной и исторической – памяти, исследует метафизические основы бытия, религиозные основы человеческого сознания. Он выработал собственный художественный стиль, синтезировав созерцательность представителей итальянской «метафизической живописи» с рациональной абстракцией русских авангардистов. Его композиции построены на контрастах реалистической точности предметов, сложно организованной плоскости и загадочной, мистической атмосферы. Он создает в своих произведениях особое пространство, пронизанное разнообразными смыслами, разгадывание которых – увлекательнейшее занятие. 
Ирина Антонова – художница очень цельная, на протяжении многих лет остающаяся верной себе и найденному уже в начале творческого пути стилю. Неслучайно работы, разделенные во времени двумя десятками лет, воспринимаются звеньями одной цепи, листами одной серии, отражая духовное развитие автора, пытающегося найти ответы на одни и те же вопросы о смысле бытия, о сущности веры. В листах серии «Притчи Земли Северной» (1994) хитросплетения офортных линий рождают мистические образы, насыщенные множеством литературно-исторических аллюзий. В «Лествице» (2015) автор дает собственную образную интерпретацию богословского учения, разработанного Иоанном Лествичником, показывая, сколь сложен и извилист путь духовного самосовершенствования.
Серия Веры Карасевой «Исторические города Татарстана», выполненная в жанре «видового пейзажа», продолжает традиции казанских мастеров прошлых веков. В отличие от них художница обратила свое внимание не только на хрестоматийные Казань, Свияжск и Болгары – символы православной и мусульманской истории края, но и на небольшие, в прошлом – уездные города, которые очень редко становились объектами творчества профессиональных художников. Она соединила объективное воспроизведение действительности с ее художественной интерпретацией, наполняя пейзажи глубоким и емким символическим содержанием, соединяя глубоко личные ощущения от пейзажа с размышлениями о судьбах родной земли, о преемственности и развитии. 
Сергей Репнин в серии «Черный цвет» (2013), посвященной нефтедобывающей промышленности Татарстана, демонстрирует, что индустриальная тема, так надоевшая художникам в советские времена своей идеологической ангажированностью, может стать поводом для сугубо художественных экспериментов, для глубоких философских размышлений о жизни и смерти. И реалии нефтяного производства, поданные в неожиданных ракурсах, в формах обобщенных до простых геометрических объемов, превращаются в почти беспредметные композиции. В них смакуются оттенки черного цвета как в художественных смыслах, так и в философских, что отражается в названиях офортных листов, каждое из которых воспринимается как своеобразная формула, выведенная автором. 
Марат Мингалеев – ведущий художник-график Набережных Челнов и всего северо-восточного региона Татарстана. Активный творческий процесс он соединяет с большой организаторской и педагогической работой, возглавляя «Графическую мастерскую им. А.Халдеева», в которой он обучает премудростям печатной графики художественную молодежь своего города. Знакомство с итальянским графиком Роберто Джанинетти, который в 2014 году провел в Казани персональную выставку и семинары для художников, дало импульс новому этапу в творчестве Марата Мингалеева. Большеформатные цветные коллаграфии, в которых за игрой форм и фактур скрываются широкие ассоциации и глубокие символы, образуют серию «Свияжск». В ней заключена напряженная работа мысли художника, погружающегося в историческое прошлое Казанского края, во времена подвижничества православного монашества, христианизировавшего новые территории Российского государства.
Выставка «Казанский палимпсест», собрав вместе художников с разными творческими установками, отражает широту художественных интересов и многообразие индивидуальных манер российских художников. В их произведениях, выполненных в разных жанрах и в разных техниках печатной графики (от классического офорта до современной коллаграфии) проступают вехи истории страны и ее искусства, проявляются бесконечные духовные поиски авторов.

Ольга Улемнова

Все НОВОСТИ