03.08.2012

Обсуждение развития инфраструктуры Республики Саха (Якутия)

На заседании «Меркурий-клуба» Торгово-промышленной палаты РФ с докладом «Роль государственно-частного партнерства в развитии инфраструктуры Республики Саха (Якутия)» и в том числе Арктического региона России выступил вице-президент ТПП Республики Саха (Якутия) Бирюкбаев Т. У.

Заслушав доклад о перспективах деятельности Фонда и его значении в развитии Дальневосточного и Байкальского регионов, еще раз убеждаешься в необходимости аккумулирования денежных потоков по определенным направлениям, дающим возможность более прозрачного и четкого их распределения, в том числе  и контролю по их использованию.

Четко представляя себе возможности федерального и нашего республиканского бюджетов в реализации программ социально-экономического развития конкретно Республики Саха (Якутия), все-таки считаем необходимым более активно применять принципы  государственно-частного партнерства.

При этом в мире существует единство в понимании, в каких сферах применяется ГЧП, какие используются модели для реализации проектов ГЧП и какой необходимо сформировать инструментарий.

У нас же пока понимание важности и возможностей использования ГЧП до сих пор не реализовано, что препятствует развитию российского рынка проектов ГЧП, тем самым, не позволяет использовать данный механизм для развития общественной инфраструктуры во всероссийском масштабе.

В связи с этим, Республика Саха (Якутия) начала активно формировать политику в сфере государственно-частного партнерства.  На сегодняшний день в целях развития государственно-частного партнерства в республике разрабатывается региональная нормативно-правовая база. В частности, в 2011 году разработан и одобрен Правительством Республики Саха (Якутия) проект Закона РС (Я) «Об участии Республики Саха (Якутия) в инфраструктурных проектах государственно-частного партнерства», который был одобрен в рамках общественного обсуждения. Принятие данного закона будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Республике Саха (Якутия), позволит сформировать прозрачные механизмы привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты республики.

Такая активность обусловлена тем, что Республика Саха (Якутия) – это, прежде всего, богатейшая минерально-сырьевая база страны, особенно с учетом богатств не только суши, но и арктических морей, глобальный экологический и стратегический резерв XXI века и на более далекую перспективу. Но при этом регион в целом отстает от европейской части по темпам экономического развития и является некомфортным для проживания населения, о чем свидетельствует показатель миграционного оттока населения.

Возникает острая необходимость существенного вливания капитала и это возможно при создании определенных условий притока частного капитала. Как известно частный капитал будет направлен только в том случае, если имеется в том или ином бизнесе совпадение  интересов государства и частных структур.

Для привлечения частного капитала в Республику Саха (Якутия) и особенно в ее Арктический регион, в целях  реализации уникального потенциала Республики, необходимо создание глобальной транспортно-энергетической системы.

Так, значительный износ объектов электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, недостаток финансовых средств на реализацию ремонтных программ, инвестиционных проектов, предопределяют необходимость скорейшей реализации мероприятий энергосбережения, что особенно актуально для регионов с суровыми климатическими условиями жизни.

Необходимо комплексно решать стратегические задачи развития экономики. Для этого должна быть развернута полномасштабная национальная инновационная система по формированию перспективных территориально-промышленных районов, по созданию благоприятных условий жизни населения, в том числе с учетом экологических требований и интересов защиты среды обитания и традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера.

Также, для реализации инвестиционных проектов и масштабного привлечения инвестиций необходимо опережающее развитие инфраструктуры. Из-за особых климатических и географических условий Крайнего Севера ни один бизнес не может себе позволить строить сотни километров дорог и линий электропередач. Бюджетное софинансирование должно стать катализатором привлечения инвестиций в регионы, создания благоприятного инвестиционного климата.

Как бы не было тяжело для федерального и региональных бюджетов, государство и субъекты федерации должны выступить в роли координатора и инициатора крупных инфраструктурных проектов, таких как:

— создание единого транспортно-энергетического пространства России – систем нефте-, газопроводов и расширение единой национальной электрической сети на восток страны;

— оптимизация локальной энергетики, что позволит выровнять тарифы до конкурентоспособного уровня;

— создание на севере-востоке и арктической зоне страны сети опорных автомобильных дорог, а также строительство автомагистрали, позволяющей осуществлять беспрепятственный комфортный проезд с запада страны до ее восточных рубежей;

— развитие Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) для поддержания перспективных грузопотоков и создание новых трансконтинентальных коридоров, в т.ч. реализация проекта предусматривающий строительство новых железнодорожных путей по маршруту Якутск — Магадан — Анадырь – Уэлен с выходом на американский континент;

— развитие воздушного транспорта, обновление отечественных воздушных судов малых типоразмеров для осуществления авиаперевозок на арктических и северных территориях;

— возрождение Северного морского пути, создание меридионального международного транспортного маршрута Северный морской путь – река Лена – железная дорога «Беркакит-Томмот-Якутск» — БАМ – страны Азиатско-Тихоакеанского Региона.

Для организации проектов ГЧП, проведения соответствующих конкурсных процедур, контроля реализации проектов Торгово-промышленная палата Якутии приняла самое активное участие в формировании Регионального центра государственно-частного партнерства Республики Саха (Якутия), включающий Координационный совет по государственно-частному партнерству Республики Саха (Якутия) при Председателе Правительства РС (Я).

Так, в настоящее время реализуется крупнейший проект  государственно-частного партнерства «Комплексное развитие Южной Якутии», охватывающий развитие практически всех отраслей народного хозяйства юга Якутии.

В тоже время пока еще не используется огромный потенциал Арктического региона как Республики Саха (Якутия), так и Российской Федерации.

Торгово-промышленная палата республики, также ставит своей целью привлечь внимание участников настоящего заседания «Меркурий-клуба» и к проблемам Арктического региона республики,  т.к. Якутия в целом входит в сферу влияния Дальневосточного федерального округа, а в перспективах развития и задач вновь образованного Фонда вопросы Арктики недостаточно раскрыты, хотя только протяженность границы Якутии с Арктической зоной составляет более 4,5 тысяч км. Считаем, что Фонд обязан уделить внимание и вопросам развития Арктики.

Проблемы Арктики и регионов Севера настолько велики и значимы для России, что их практическое решение требует масштабной интеграции научного и интеллектуального потенциала страны и эффективного международного сотрудничества. Необходимость перехода к устойчивому развитию Арктики доказывает пример северных высокоразвитых государств.

До сих пор недостаточно активна роль частного российского бизнеса в освоении Арктики, который ждет активизации государства в этом направлении по развитию транспортной инфраструктуры.  Заслугой предыдущего поколения России является открытие Северного морского пути, дальнейшее развитие и освоение которого становится задачей нашего поколения.

Необходимо выработать концепцию не только Фонда, но и федеральной и региональных программ по развитию Арктики, внедрить систему ее эффективного управления.

В этой связи мы установили деловой контакт с Институтом экономических стратегий РАН, разработавшему прогноз развития Арктической зоны Ямало-Ненецкого автономного округа, и намерены инициировать разработку Долгосрочного прогноза и стратегических приоритетов развития  Арктической зоны Республики Саха (Якутия).

Настало время создания структуры конкретно занимающейся вопросами транспортной системы Арктики. Сегодня интерес Севморпути ограничивается западным сектором Арктики, где в больших объемах добывается нефть и газ, в то время как привлечение бизнеса к восточному сектору Арктики дало бы импульс интенсивному развитию российской части Арктики, также обладающей несметными природными богатствами.

Обратить внимание на Арктику ставит своей задачей и Ассоциация Торгово-промышленных палат северных (приполярных) территорий и зоны Арктики России, членом которой является и палата Якутии.

Вопросами Арктики и Севера в России занимаются сотни научных учреждений, проследить разработки которых и оценить их  нет реальной возможности.

Может быть «Меркурий-клуб» возьмет на себя координацию этого направления, создав например секцию или отделение по развитию циркумполярных транспортных систем.

Новые принципы поведения страны на Севере и Арктике должны быть изучены совместной «мозговой атакой» государства и частного капитала, с последующим внедрением государственно-частного партнерства, и одной из лучших площадок для этого также видится «Меркурий-клуб» с привлечение Ассоциации Торгово-промышленных палат северных (приполярных) территорий и зоны Арктики России.

 

 

 

 


Все НОВОСТИ