18.12.2019

В Пизе начала работу выставка "Футуризм"

В Пизе проходит выставка «Футуризм». Она посвящена 110-летию авангардистского движения, зародившегося в литературе и искусстве Италии, но завоевавшего весь мир.

Исторический парадокс. Футуристы, называвшие музеи «кладбищами искусства» и предлагавшие их уничтожить, сегодня сами превратились в классиков, чьи работы выставляют в музейных залах. Балла, Северини, Карра, Боччони – здесь полотна самых ярких революционеров, сформировавших когда-то новое арт-движение.

«Всех этих художников выделял сам основоположник направления – Филиппо Маринетти. Их полотна полностью отражали принципы «Манифества футуристов». Посмотрите на работу Джакомо Балла «Да здравствует Италия», – которую мы выбрали символом выставки – она воспевает риск, дерзость и неукротимую энергию, что очень ценили футуристы», - рассказала куратор выставки Ада Масоэро.

История футуризма началась с манифеста, опубликованного 20 февраля 1909 года во французской газете «Фигаро». Художественные принципы течения в документе изложил итальянский поэт Филиппо Маринетти. Он стремился создать «формулу, которая отражала бы новый век технического прогресса». Вот одно из положений манифеста: «Великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости! Гоночный автомобиль - прекрасней статуи крылатой Ники».

«Первыми «проповедниками» футуризма были поэты. Они выпустили более пятидесяти манифестов о танце, литературе, музыке, политике и даже кухне. Позднее к ним присоединились художники. Футуризм стал всепроникающим», - призналась Масоэро.

«В мире больших скоростей искусство завертелось в безудержной жажде движения. В будущее, вверх, во все стороны. Футуристы восхищались всем, что представляло технологический триумф над природой. Это движение было обречено стать резким и динамичным», - рассказал директор музея Palazzo Blu Козимо Браччи Торси.

Художники-футуристы путешествовали по Европе с выставками и лекциями, привлекая новых сторонников. Порой их гимн движения превращался в гимн агрессии и насилия, необузданной стихии, понуждающей к бурным переменам. «Нет искусства без борьбы», - говорили художники и даже Первую мировую войну они восприняли как музу.

«Один из ярких примеров – за моей спиной. Это полотно Фортунато Деперо «Воинственные пейзажи». Футуризм был первым художественным направлением в Италии, поддержавшим режим Муссолини. Они верили, что фашизм приведет к модернизации страны», - добавил Козимо Браччи Торси.

На этой выставке можно проследить весь путь футуризма, представители которого призывали отменить традиционное искусство, но сами стали частью авангардной традиции.

Алия Шарифуллина

Новости культуры


Все НОВОСТИ