23.12.2019

На фестивале духовной музыки «Адвент» в кафедральном соборе cвятых Петра и Павла прозвучали рождественские кантаты Баха

22 декабря 2019 года в Москве прозвучали две рождественские баховские кантаты в исполнении титулярного органиста Папской базилики св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор (Испания) и ансамбля Collegium Musicum. Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко.

Духовная музыка Иоганна Себастьяна Баха всегда особенно ценилась в России. В советское время именно она для многих людей, отрезанных идеологией от церкви, становилась путеводной звездой. Но и сегодня духовные сочинения Баха продолжают играть большую роль в жизни верующих людей. Величие фигуры Баха и его музыки не раз подчеркивал митрополит Илларион, который говорит о надконфессиональном характере творений Баха.

«Слушая музыку Баха, и православные, и католики, и лютеране могут почувствовать в нем своего единоверца. Каждому эта музыка доступна, нужны лишь внимание, любовь и наше желание эту музыку воспринять», — считает архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви в России Дитрих Брауэр. Кроме того, кантаты Баха являются одной из самых важных и смыслообразующих частей наследия Баха. Синтез музыки и текста открывает путь к познанию баховской вселенной, но не только. «Если человек хочет действительно прогрузиться в исконные смыслы христианской религии, кантаты Баха скажут ему очень много. Современному человеку просто надо это изучать и узнавать», – убежден игумен Петр (Мещеринов).

Концерт продолжает масштабный проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Все духовные кантаты Баха звучат на исторических инструментах в одном пространстве, в рамках одного цикла концертов с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова.

Кантата № 40 — первая рождественская кантата, написанная Бахом в Лейпциге, прозвучавшая впервые 26 декабря 1723 года в двух главных церквях города – св. Фомы и св. Николая. Бах явно хотел произвести впечатление и ввел в ансамбль две валторны: с их помощью новый лейпцигский кантор создал эффектную музыкальную фреску, повествующую о том, как Сын Божий явился и победил дьявола — в триумфальном звучании духовых возникает образ Христа-победителя.

В основе Кантаты № 121 лежит гимн Мартина Лютера. Впервые эта кантата была исполнена 26 декабря 1724 года, и, вероятно, одних прихожан удивила своей старомодностью, а у других вызвала ностальгию по старым временам. Вдохновленный старинной мелодией, Бах выбирает архаичный стиль письма, но украшает ансамбль выразительными тембрами корнета, трех тромбонов и гобоя д'амур.

 

Для справки:

Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных вузов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 году создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Й. Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресение» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона (Алфеева). В настоящее время — директор благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Международного фестиваля духовной музыки «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».

Даниэль Сальвадор (Испания) — органист, дирижер и композитор. Титулярный органист Папской Базилики св. Михаила – Апостольская нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую королевскую консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская королевская академия искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010–2012 гг. входил в совет Мадридской королевской консерватории, с 2012 г. — органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией барокко, историей западноевропейского музыкального театра.

Пресс-служба Минкультуры РФ


«Адвент», собор cвятых Петра и Павла, Бах

Все НОВОСТИ