25.10.2013

ФОРУМ «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РЕГИОНАХ РОССИИ: ВЫСТРАИВАЯ СИСТЕМУ» ЗАВЕРШИЛ СВОЮ РАБОТУ

В течение двух дней более 1100 экспертов из 16 стран и 59 регионов Российской Федерации обсуждали ключевые вопросы стратегического планирования и развития территории, дискутировали о важности принятия в России законопроекта «О государственном стратегическом планировании» и обменивались практическим опытом стратегирования.

Всего в рамках Форума прошло 34 акции, включая круглые столы и мастер-классы, на которых выступили порядка 232 докладчиков и модераторов.

В работе Форума приняли участие представители органов государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней, в том числе первые лица городов и субъектов: Ю.Б Евкуров, Президент Республики Ингушетия, В. С. Груздев, Губернатор Тульской области, М.А. Чернышенко, мэр города Ростов-на-Дону, Д.И. Азаров, глава городского округа Самара. Многочисленными делегациями на Форуме были представлены Ленинградская область, Республики Татарстан, Мурманская область, Новосибирская область и Республика Саха (Якутия).

Открывал Форум Министр регионального развития Российской Федерации И. Н. Слюняев, он выступил модератором первого пленарного заседания в ходе которого были рассмотрены законодательные аспекты стратегирования, в том числе проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании» с позиций законодателя, федеральных министерств, субъекта, муниципального образования, отрасли.

Второй день Форума был посвящен рассмотрению политики многополярного развития на основе интеграции стратегического и пространственного планирования. Специальным гостем Форума и модератором второго пленарного заседания стал декан Факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета А.Л. Кудрин.

Организаторами акций Форума выступили: Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока,Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном Округе, Правительство Санкт-Петербурга, Правительство Республики Совет муниципальных образований Санкт-Петербурга Татарстан, Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга, Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, Информационное бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге, Совет государств Балтийского моря, Муниципалитет Лиллехаммера, ФГБУ «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации», МЦСЭИ «Леонтьевский центр», Союз архитекторов России, ЗАО «Рейтинговое агентство „Эксперт РА“, Институт территориального планирования «Урбаника», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Международная лаборатория теории рынков и пространственной экономики), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Университет прикладных наук Кюменлааксо, Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ), ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы», Центр независимых социологических исследований, Фонд «Центр стратегических разработок», Центр экономических проектов, AV Group, Экспертный совет «Потенциал России», АНО «Стратегическое партнерство „Северо-Запад“, Агентство развития региона Котка-Хамина (Курсор), Санкт-Петербургский центр бизнес-контактов «БИЗКОН», Информационное бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге, Европейская ассоциация зеленых маршрутов, ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Скоростные магистрали».

Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России» проводится ежегодно с 2002 года. За это время он зарекомендовал себя как ведущую площадку для обсуждения методов и механизмов территориального стратегического планирования и наиболее значимых вопросов социально-экономического развития городов и регионов.

Описывая содержательные итоги В.Княгинин (ЦСР «Северо-Запад»), так описывает свои наблюдения в фейсбуке на XII-ом форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему»:

1. Круг замкнулся, в сфере регионального развития и планирования вернулись в ситуацию 2005-2007-го годов, времен развертывания Минрегиона В.Яковлева. Опять обсуждается закон о стратегическом планировании (он близок к принятию Госдумой), дебатируются вопросы о том, является ли стратегия техническим действием (тогда их можно унифицировать, превращать в формализованные показатели и делать с ними прочую ерунду) или стратегия — искусство неординарного маневра, выигрыш которого в прорыве за регламентируемую машинерию.
На этом фоне полным анекдотом выглядит рейтинг (конкурс?) стратегий. Как это? В общем, статегоделы пытаются реанимировать сдохший рынок и подтолкнуть находящиеся в полуобморочном состоянии обескровленные регионы к новым заказам. Пляски на могиле! А вдруг? Но в целом, то ли Минрегион не меняется, то ли просто в региональном и городском развитии в силу каких-то причин недостаток жизненных сил.

2. Попытка найти какие-нибудь новые ресурсы для развития регионов и городов-точек силы. Им предлагается поглотать пригороды и послать разным игрокам сигнал, что они — большой (укрупненный) рынок. Минрегион осторожно (вяло?) поддерживает это.
Есть циничные торговцы (внешне и по ухваткам похожи на драгдиллеров), которые уже не по первому кругу обежали города и веси с предложением «сделать агломерацию». Уверяют, что смогли это сделать даже из райцентров и железнодорожных станций. Думаю, что им нужно давать срок за введение в заблуждение. Осмысленно играть в только в города-миллионники. Но, если детально разбираться с «пространственной экономикой» Пола Кругмана (на минуточку, это — Нобель) и эмпирическими графиками ОЭСР, то глобально значимые суперрегионы — примерно со 100 млрд. долл. ВРП в год, а агломерирование — реальная проблема для городов или сплошных урбанизированных зон с числом жителей от 5 до 7 млн. человек.
Следовательно, во-первых, агломерации актуальны для Москвы (ежедневная маятниковая миграция с соседними территориями — до 2 млн.) и частично — Питер (ежедневная маятниковая миграция — 230-250 тыс.). Остальным можно и нужно заниматься, но не напрягаясь. Во-вторых, плохой прогноз для российских малых городов. Они будут и дальше терять людей в пользу крупных. По Кругману, получается, что не устоят и 500-тысячники, они будут донорами для миллионников. Последние пусть не радуются, им придется делиться с подлинными лидерами — Москвой и Питером. Двум столицам нужно всерьез опасаться мировых городов. Одна надежда — Кругман ошибся. В общем, думаю, что тему агломераций Минрегиону придется в обсуждаемом залоге слить. Нет предмета. Мудрый человек — Владимир Анатольевич Яковлев. Он каким-то невообразимым чувством, когда был министром, все это просчитал и тему слил. Правда, остается процентов 10, что удастся найти новый залог. Кто первый?

3. Градостроители в жутком кризисе. Их много, они постепенно поглощают форум, просачиваясь во все его дырки и трещины. Но им нечего обсуждать. Нет идей. Мимикрируют под стратегов (на девелоперских выставках прикидываются архитекторами и маркетологами). Глава администрации Президента Володин, посетив модный Институт «Стрелка», пообещал, что с глав городов и регионов будут спрашивать «урбанизм». Этим он бросил градоделам, которые между собой романтически называют друг друга «зодчими», «кость надежды». Все кинулись обсуждать городскую среду, городскую социологию. Но для этого нужны не зодчие, а социологи. Причем — мастера концептуальных моделей, а не опросов на тему, за кого голосовать собираетесь…
Ян Гейл в своем выступлении на форуме все сказал: «я был архитектором и проектировал дурацкие города, женился на психологе и понял, что города — это про психологию, стал урбанистом». Думаю, что европейцы-урбанисты готовы экспортировать к нам свои наработанные технологии (тем более, что это — не самые свежие разработки, от их залежей нужно будет освобождать полки). На страну нужна горсточка таких «просветителей»-консультантов. Кто их соберет — все равно. На слуху все та же «Стрелка», МШУ «Сколково». Создали центры и факультеты, претендующие на «новый взгляд», Высшая школа экономики, АНХ (теперь — жуткий РАГСиНХ), ИТМО (в Питере, амбициозная магистерская программа). «Зодчие» пока отдыхают. Посмотрим, кто победит: гламурные против «училок» (рынок консалтинга — около 40 млн. долл. в год, по оптимистическим оценкам). Но если форум стратегов не хочет пролететь мимо становящейся модной темы, ему придется сдвинуться на новые топики и привлечь новых спикеров. А вдруг люди так обновятся, что перестанут обниматься как на флеш-мобе? А мне только-только начал нравиться семейный форум.

4. Не буду касаться ВСМ. На форуме обсуждали. Требует специального и серьезного рассмотрения и детального разбора. Ход ВСМ из Москвы на Казань уже не переиграть. Но это — дорогое и вне логики пространственного развития решение. Очевидно, что для него была другая логика.

5. Из важных фиксаций на форуме:
а) развитие города идет как рост гетерогенности, разнородности и фрагментарной самобытности среды, унифицированные решения — безобразие и вред (удивительно, что про это все еще говорят, причем люди с ресурсами и полномочиями, они изуродуют и так уж неказистые наши города);
б) власти нужно быть готовой к тому, что город — зона воспроизводящихся конфликтов, причиной их является то, что есть два инвестиционных цикла — 8 и 20 лет, а цикл городских систем — 40-50. Как власти, удерживая длинный масштаб, работать с малым?;
г) срочно нужна идеология «зеленого города», пока те города, которые обсуждаются, не улучшают, а портят природу, поэтому «зеленые»-охранители и противники развития. Нужна концепция городов — улучшителей природы. Если принимается решение о застройке, то лягушки должны исполнять оду девелоперу, а зайцы — водить хоровод вокруг первой сваи. Но это — технологическая и идеологическая концепция;
д) нужно разбираться с жизненным циклом, причем не с контрактом, где включен жизненный цикл для подрядчика, а с пониманием жизненного цикла заказчиком. Кто будет отвечать за содержание и ремонты того, что понастроят сейчас в городах? Стройка в Сочи все это предъявила в фантасмагорическом масштабе, но есть ведь еще ледовые дворцы, которые понастроили политики в последние 5 лет по городам России и которые теперь топят бюджеты этих городов;
е) ключевая проблема городов — доступность того, что в них есть ценного жителям (вотерфронт и улицы — пешеходам, транспортные магистрали — велосипедистам, центральные улицы — фланерам, и пр.). Во все обсуждения проектов нужно вводить вопрос о том, что и как в них будет доступно горожанам. Все, что ухудшает доступность (зелени, жизненного пространства, дружелюбия и красоты, мобильности), вводит сегрегацию, давит демократию, должно безжалостно выдавливаться из города.

6. Последнее. Возник, но оказался неразжеванным, в силу сложности, вопрос о прогнозировании в условиях высокой неопределенности и динамики. Не думаю, что скоро дойдет до дискуссии, но вопрос о моделях прогнозирования на базе «нечеткой логики» впервые поставлен.

Организаторы: Министерство регионального развития Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга, Фонд «Центр стратегических разработок», МЦСЭИ «Леонтьевский центр».

Финансовая поддержка: Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив.

Генеральный партнер: Российский фонд прямых инвестиций.

Партнеры: Некоммерческое партнерство «Институт содействия социальному, экономическому и общественно-политическому развитию регионов „Институт регионов“, Ассоциация специалистов по экономическому развитию территорий (АССЭТ), Автономная некоммерческая организация «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа»

Генеральные информационные партнеры: Федеральное государственное унитарное предприятие Российское агентство международной информации «РИА Новости», Международная информационная Группа «Интерфакс», «Парламентская газета», экономический еженедельник «Экономика и жизнь».

Информационные партнеры: «Российская газета», журнал «BUSINESSPARTNER», Российское информационное агентство «Регионы России», Информационный портал «Саморегулирование», журнал «Управление развитием территории», журнал «Зеленый город», журнал «БСТ“ (Бюллетень строительной техники»), Агентство анонсов России ForSMI.ru, «Финансовый Петербург», журнал «Бюджет», экспертный портал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «Открытая экономика» (www.opec.ru), НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов», ГИС-Ассоциация, Международный культурный центр «Городская площадь» (МКЦ), городская газета об экологическом стиле жизни «ГРИН СИТИ».

 


Все НОВОСТИ