26.01.2014

В ДОМЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ПРОЙДЕТ ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ 125-ЛЕТИЮ СЕРГЕЯ КЛЫЧКОВА

Дом русского зарубежья им. Солженицына и проект «Возвращение. Серебряный век» приглашают 3 февраля  на программу  «Последний Лель» — юбилейный вечер, посвященный 125-летию Сергея Клычкова.

Весь вечер будут звучать стихи Сергея Клычкова, песни на его стихи, а также Сергея Есенина, Осипа Мандельштама (музыка к стихам Л.Новосельцевой), фрагменты прозы. Поет, читает, рассказывает Лариса Новосельцева.

Слово о Сергее Клычкове скажет доктор филологических наук, профессор Наталья Михайловна Солнцева, ведущий исследователь творчества поэта, автор книги о нем, составитель двухтомника Клычкова, автор комментариев и предисловия к нему.

Выступит также внучка Сергея Антоновича — Татьяна Викторовна Тихонова-Клычкова.

Будет показан фильм о Сергее Клычкове (ТВ «Культура», 2008 г.), представлен CD-альбом песен на его стихи.

Мы очень рассчитываем, что этот вечер поможет придать новый импульс возвращению имени и творчества Сергея Клычкова российскому читателю.

Клычков и Есенин, «два Сергея, два друга — метель да вьюга» (так сказал о них С.Коненков) — два самых ярких поэта «крестьянского» направления в русской поэзии в начале XX века, и жизнь обоих оборвалась трагически. Но вот дальнейшая судьба их творческого наследия — буквально диаметрально противоположна. И если Сергей Есенин, по данным опросов, сегодня самый читаемый среди русских поэтов, его не надо представлять читателям, то о Клычкове необходимо сказать несколько слов.

Сергей Антонович Клычков — могучий, от земли, певец и философ русской природы, мифотворец и чародей русской литературы. Масштаб его поэтического дарования ничуть не уступает Есенинскому (чтобы убедиться в этом — достаточно придти на вечер!). При этом Клычков — не только поэт, но и уникальный прозаик, которого сегодня литературоведы уже называют открывателем жанра магического реализма в мировой литературе, «русским Маркесом». Он погиб в расцвете таланта, творческой зрелости — возможно, так и не успев сказать главного… После гонений 30-х годов на «крестьянскую партию», а заодно и «крестьянских» поэтов, после ареста и расстрела в 1937 г., Клычков был запрещен в стране, а затем насильственно «забыт», подвергнут «посмертным репрессиям», пожалуй даже большим, чем расстрелянные по тому же делу Клюев, Орешин, Васильев: не только творчество, но даже и имя его было вычеркнуто из истории русской литературы — и он до сих пор почти не известен широкому читателю. Остался незавершенным великий замысел Клычкова — девятикнижие «Живот и смерть»… До нас дошли только три первых романа цикла, которые он успел опубликовать в 20-е годы, и главы из четвертого — и это действительно волшебная, завораживающая, затягивающая проза; сколько потом, до ареста в 1937-м, было им написано «в стол» — неизвестно, все рукописи были изъяты при аресте и канули бесследно в недрах Лубянки…  Но и сегодня начавшееся было в 90-е возвращение стране, читателям Сергея Клычкова как-то притормозилось. Семитысячный тираж двухтомника (Эллис Лак, 2000 г.), единственного до сих пор (!) достаточно полного издания  стихов и прозы Клычкова — давно разошелся. Новому читателю при всем желании просто негде ознакомиться с его творчеством. Пару лет назад нам удалось было заинтересовать Клычковым издателей одной очень достойной серии книг, он был включен в план года — но тут, увы, издание серии было остановлено… И мы намеренно проводим юбилейный вечер заранее, до годовщины — у издателей, у органов культуры еще остается время, чтобы достойно встретить юбилей — вернуть  России ее великого певца. Реабилитировать наконец его, его творчество по-настоящему. И — может быть, посмотреть внимательнее в различных закрытых архивах — вдруг произойдет чудо и мы сможем прочесть неизвестные фрагменты главной книги Клычкова…

Приходите 3 февраля в Дом русского зарубежья!

Продолжительность программы 3 часа. Начало в 18:00.

Вечер пройдет в Конференц-зале Дома (4-й этаж).

Сайт, посвященный Сергею Клычкову: www.klychkov-sa.ru

О Музее Клычкова в Дубровках

И еще совершенно необходимо в самом начале юбилейного года Сергея Клычкова — отдельно рассказать о доме поэта.  В начале 90-х годов был открыт Дом-музей С.А.Клычкова — открыт в совершенно уникальном родовом доме Клычковых в Дубровках под Талдомом. Этот трехэтажный дом (из описания: ( «каменный крестьянский усадебный дом конца XIX века, выдержанный в формах архитектуры эклектики») был выстроен отцом поэта на рубеже XIX-XX веков. Возводился он руками всей семьи, из своими же руками изготовленного и обожженного кирпича из местных глин! В доме до конца 20-х годов — начала коллективизации — жила семья поэта, в нем же находилась мастерская по пошиву обуви: отец поэта, как и многие в Талдоме, выбрал для себя ремесло сапожника — талдомская обувь, в том числе модельная, славилась по России… Дом этот совершеннейшим чудом пережил годы советской власти, сохранившись в практически первоначальном  виде, внутри дома сохранились подлинные предметы обстановки, а вокруг него — до сих пор достаточно большой незастроенный, ландшафтный участок земли. В музее стараниями энтузиастов успели собрать замечательную экспозицию — и о самом Клычкове как литераторе, и о его друзьях, неоднократно гостивших и подолгу живших в доме в Дубровках — Сергее Есенине, Сергее Коненкове, Михаиле Пришвине… На первом этаже дома была развернута экспозиция «Музей Журавля»:  журавль — символ этих мест, Талдомскую землю называют «журавлиной родиной», а у Клычкова есть сборник «В гостях у журавлей».  Вокруг музея быстро формировалась культурная аура. На прилегающей поляне еще с конца 80-х к дню рождения поэта в середине июля стали проводиться Клычковские литературно-музыкальные праздники-слеты, естественным центром которых был — Дом. Дом Поэта, сложенный его собственными руками — много ли найдется сегодня в таких Памятников — кроме Дома Волошина в Коктебеле? Рядом с домом — пруд; чуть холмистый рельеф с естественными амфитеатрами удобен для расположения гостей-слушателей. Внизу под склоном бежит речушка Куйменка, вдали — кромка леса — уж не Чертухинского ли?.. Представьте себе только экскурсии в Чертухинский лес (может даже и ночные!: ) со всеми его лешими, лелями, русалками — в мир русских сказок, поверий, в мир волшебной прозы и могучей поэзии Сергея Клычкова… Окрестности, реальный и сказочный мир русской деревни, красота природы, сама Душа этой земли — и людей, ее населяющих, живущих с ней в единстве — вдохновенно воспеты Клычковым, как воспета Волошиным его Киммерия…  Дубровки, при небольшой даже поддержке, имели совершенно реальный потенциал превратиться в уникальный культурный центр, музей-заповедник, туристский центр всероссийского как минимум масштаба — как не только Дом Поэта, но и своего рода «энциклопедия русской жизни», русского волшебного фольклора, может быть — вообще «крестьянского» направления русской литературы. Ведь даже само наличие такого крестьянского дома очень многое говорит нам о крестьянской России перед Первой мировой, о намечавшихся путях ее развития…

«Прощай, родимое крылечко, и ты, колечко на двери» — это из пронзительного стихотворения «Прощай, родимая сторонка» 1914-го, когда поэт сто лет назад уходил на войну — и все это сохранилось, можно подняться по ступенькам и потрогать!

Но… потом, как, увы, часто случается в наших пределах, Дом стал жертвой провинциально-административных игр: музей стал филиалом Талдомского краеведческого музея, его закрыли — вроде бы как «на ремонт из-за аварийного состояния», практически демонтировали экспозицию, перевезли ее в «головную организацию» в Талдом — и Дом уже почти пять лет стоит полупустой, без всякого ремонта (!), и, неухоженный, «нежилой», фактически приходит в состояние, когда ремонт ему действительно станет необходим… Смысл всего этого — остается загадкой для всех… Нам посчастливилось успеть побывать в доме в 2009-м, когда вывоз еще только начинался — впечатление от музея, от дома, от его окрестностей было сильнейшее. И — мы, при самом внимательном осмотре, не нашли никаких видимых причин для срочной эвакуации… Что-то нам говорили о некоем обнаруженном «грибке» как причине экстренного закрытия — наверное, комментарии тут излишни…

Надо сказать, что когда из отдельно стоящего, открытого ветрам, крепкого, светлого, наполненного особой аурой (а это чувствуется буквально сразу, стоит переступить порог!) Дома попадаешь в тесную, дом к дому, городскую застройку Талдома, в здания краеведческого музея, библиотеки  — и видишь в окно задние замшелые стены, змеящиеся трещины от фундамента до крыши — задумываешься о том, а пройдут ли они тест «на грибок» и где будет сохраннее коллекция. А главное: куда люди со всей страны (и не только страны!) поедут, какое место может стать местом культурного паломничество, Памятником с большой буквы, а какое — навряд ли…  (взгляните на фото Дома в приложении!).

И если все дело тут, как часто бывает — просто в чьих-то административных амбициях — то можно искренне посочувствовать их носителям: они, вместо того, чтобы вдохновить и возглавить спасение, возвращение национального достояния — и вписать свои имена в историю русской культуры, принимать многочисленных гостей, открывать конференции, — способствуют лишь разрушению и забвению…

 

И не может не возникнуть сравнение, сопоставление судеб двух Домов Поэта. В Крыму в начале 90-х, в годы становления новых институтов власти, Дом Волошина тоже переживал нелегкие времена — но пережил, во многом благодаря самоотверженности команды его Хранителей, отстоявших Дом от всех посягательств (представляете — центр набережной Коктебеля!) — а потом и крымские власти, и государство осознали масштаб сокровища, расположенного на вверенной им территории. Нашлись и меценаты, и добровольные помощники-энтузиасты — и из Украины, и, отметим, из России. Дом был отремонтирован, была восстановлена и расширена экспозиция. И сегодня Крымское республиканское учреждение «Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник „Киммерия М. А. Волошина“ — это культурное и туристское пространство мирового уровня, настоящая жемчужина Крыма и культурной жизни страны. Это постоянные экскурсии, Международные конференции, чтения, фестивали, премии, концерты, это настоящее непрерывное паломничество гостей с апреля по ноябрь. Это большая научная работа, это дальнейшее расширение экспозиции, появление и развитие филиалов, связанных с именами Грина, Паустовского, сестер Цветаевых… (И еще — отметим специально «для наших» — это уже многие гранты, премии, награды, поездки — тем, кто создал, кто поддерживает функционирование всего этого комплекса!) Расширяется присутствие в Интернете, в социальных сетях, можно из любой точки мира совершать виртуальные экскурсии, смотреть фрагменты и трансляции конференций и концертов. И центр всей этой образовавшейся за последние 15-20 лет настоящей культурной Вселенной — Коктебель, Дом Поэта!  (Кстати, появилась даже установленная на крыше Дома веб-камера, круглосуточно показывающая площадь перед Домом с памятником Волошину и Карадаг вдали…)

Все это хорошо известно слушателям проекта из наших Волошинских программ, «крымских» программ, из программ, посвященных Цветаевой, Герцык, другим поэтам — гостям Дома Поэта.

Но это — Крым, Украина.

 

Талдом, Московская область, Россия. График — буквально зеркальное отражение предыдущего. Музей, наоборот, смог организоваться, вернуть дом, начал быстро развиваться в 90-е, в годы становления новой власти. А потом… произошло то, что произошло. И сегодня, когда в Коктебеле на протяжении всего года проходит череда престижнейших международных мероприятий, посвященных 100-летию Дома, в Дубровках — экспозиция вывезена, Дом — пуст, закрыт… И даже Клычковские праздники-слеты теперь перенесли в город, к зданию библиотеки имени Воровского (!) — во дворе которой установлен памятник С.А.Клычкову… Но, оторванные от естественного центра, от почвы, фестивали неминуемо формализовались, лишились чего-то главного… И даже — самого имени Сергея Клычкова!

Да, пишутся письма губернатору области, в Министерство культуры о спасении музея, возвращении экспозиции, подписанные многими деятелями культуры, просто уважаемыми в стране людьми. Только на одном вечере в Российской государственной библиотеке в марте 2012-го года, посвященном Клычкову, Рубцову и Есенину, такое письмо подписали больше 200 человек. Но результат — нулевой. Среди трех уже сменившихся за это время губернаторов области, увы, так и не нашлось того, кто обратил бы внимание на разрушение уникального памятника культуры — кого бы по-настоящему волновала история родной страны, ее литературы, память великого певца России, убитого режимом в 1937-м вместе с другими «крестьянскими» поэтами. Хотя, отметим особо, прошедшей осенью обочины всех ведущих к Москве дорог области были увешаны предвыборными «социальными» плакатами: Чайковский (Клин), Чехов (Мелихово), Тютчев (Мураново), Блок (Шахматово) и другие аналогичные «культурные бренды», олицетворяющие заботу нынешних подмосковных властей о сохранении памятников культуры на территории области. Только, заметим, эти подмосковные музеи, усадьбы — в основном заслуга прежней, советской еще власти (если быть совсем точным, восстановление — проектирование и строительство «с нуля» сожженного в 1921 г. Шахматова — продолжалось с 1984 по 2000 год, а Мураново, функционирующее как музей с 20-х годов — пришлось восстанавливать после пожара 2006 г., вызванного ударом молнии). А вот Клычков с его Дубровками как-то вновь остался вне поля зрения — а ведь тут даже не надо почти ничего восстанавливать, все дело могла решить одна подпись! И какой бы это был выигрышный, патриотичный в самом лучшем смысле шаг — торжественное и громкое открытие Дома Поэта — певца России. Но в Дубровках — все по-старому, хотя одного бюджета упомянутой портретной «рекламной компании», пожалуй, хватило бы не только на «обработку от грибка» Дома, но и на отправку администрации района в Коктебель — для обмена опытом…: )

Не нашлось в данном случае и меценатов, истинных патриотов этой земли. Возможно, пронзительные, заросшие борщевиком талдомские равнины — не так эффектны, как теплый берег Крыма — но на самом-то деле эффект от вложения средств здесь мог бы оказаться куда более заметным!

Вселяет некоторую надежду то, что 2014-й — не только юбилейный год С.А.Клычкова, но и одновременно — официально объявленный Год культуры в России. И на «проведение всероссийских культурно-просветительских акций, реализацию проектов в области театрального, музыкального современного изобразительного искусства, культурного наследия и кинематографии» и т.д.-  выделено 5,8 млрд рублей только из федерального бюджета, не считая региональных… Издание книг великого поэта России, помощь его Дому-музею, возвращение его имени широким читателям, российской культуре — это же и есть истинное «сохранение культурного наследия».

Как бы то ни было, непоправимого пока еще не произошло, и мы горячо надеемся на счастливое завершение истории с Домом. Ситуация «зависла» и давно уже не движется ни туда, ни сюда — как будто некие весы замерли в равновесии. И, возможно, кто-то из прочитавших это письмо сможет добавить свою гирьку на чашу Добра… Ведь в сложившейся ситуации трудно остаться равнодушным!

Может быть, это будете Вы?

 

Для справки: официальная страничка Музея Клычкова во Всероссийском реестре музеев: http://vrm.museum.ru/M451. Там данные за 2007 год — когда все еще работало…


ДОМ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ, СЕРГЕЙ КЛЫЧКОВ

Все НОВОСТИ