06.02.2014

УНИКАЛЬНЫЙ ПРИМЕР РАЗВИТИЯ БРЕНДА ЗАПОЛЯРНОГО НОРВЕЖСКОГО ГОРОДА ТРОМСЁ , ОРИЕНТИРОВАННОГО НА КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Международный фестиваль «Северное сияние» в Тромсё (Норвегия) отметил в этом году свое 25-летие и подвел итоги, которые заметны не только по бордам афиш, собирающих высококлассный состав музыкантов из разных стран, но и по стратегии города, претендующего стать культурной столицей всего Заполярья.

В этом настойчивом стремлении изменить статус небольшого северного городка, традиционно связанного с промыслом и обработкой рыбы, конкурентов у норвежского Тромсё пока нет. Хотя северными побратимами Тромсё, считающимися «воротами в Арктику», являются многие города — русские Мурманск и Надым, финский Кеми и американский Анкоридж на Аляске, шведский Лулео и другие. Культурные и образовательные программы связывают Тромсё и с Архангельском. Но среди всех этих городов именно Тромсё выделяется четкой стратегией, нацеленной на то, чтобы люди, живущие на Севере, не ощущали себя маргиналами в современной жизни, активно приобщались к ее научным достижениям и культурным ценностям и не покидали регионы, имеющие огромные перспективы развития.

Именно поэтому все последние десятилетия в Тромсё с 60000 населения бурно развивается не только традиционный рыбный и пивоваренный бизнес, но и молодая (всего 40 лет) университетская жизнь, разнообразные научно-исследовательские программы. Частью университета в Тромсё является Факультет изящных искусств и консерватория, на базе которой проводится Международный конкурс пианистов. Три года назад в городе появился Арктический филармонический оркестр, выступает Арктическая симфониетта. А главными событиями в период долгой полярной ночи для горожан давно уже являются не визиты в пабы, а международный кинофестиваль и музыкальный «Северное сияние».

Показательно, что нынешний мэр Тромсё Йенс Йохан Йорт три месяца назад выиграл выборы, выдвинув в лид программы пункт культурного развития города. Господин Йорт убежден: если целью развития города поставить превращение его в культурную столицу, то в город начнется приток населения, а следом и финансовые вливания компаний. Он не ошибается, потому что именно музыкальный фестиваль «Северное сияние» стал импульсом развития культурной инфраструктуры в фюльке (губернии) Тромс, увеличив и поток гостей, приезжающих теперь сюда зимой не только созерцать природный феномен, но и посетить концерты Nordlysfestivalen. А сегодня крупнейшая нефтяная компания Норвегии «Статойл» решила открыть офис в Тромсё на 300 человек. «Следом потянутся и другие компании, — считает господин Йорт. — У региона отличный потенциал».

Архангельский государственный камерный оркестр под управлением Владимира Онуфриева и норвежская меццо-сопрано Лилли Йоштад выступили в соборе Северного Ледовитого океана. Фото:Marius Fiskum/Nordlysfestivalen

Региональная политика вписывается в государственную, отчетливо артикулирующую тему культуры. Достаточно сказать, что в Норвегии с населением в пять миллионов имеется шесть консерваторий, а уроки музыки являются обязательной частью муниципального образования, при лицеях существуют музыкальные школы. И сегодня конкурс, скажем, в консерваторию Тромсё составляет четыре человека на место. Государство, вкладывая финансовую долю в музыкальные фестивали, ставит условием исполнение сочинений современных норвежских композиторов, поэтому публика в концертных залах не оказывается оторванной от актуального искусства. В нынешней программе «Северного сияния», треть бюджета которого, кстати, является государственной, были также представлены современные сочинения — для ансамбля со стереосаундтреком Урфремфоринга Ларса Скоглунда Plakat #2, композиция» -273,15 С» Арнта Хакона Анесена, музыка к фильму Vicino alla Montagna ( «Предгорье») Фреда Джонни Берга (в видео-программе). Все эти сочинения демонстрировали опыт достижения синтетического и акустического результата с использованием традиционного оркестрового звука, электронных тембров и видео-среды.

Одна из программ, прошедшая под девизом «Тайна океана“, представила сочинение, специально заказанное фестивалем, —» -273,15 С» Арнта Хакона Анесена, впечатлившее и публику, и критиков. В саунд композиции, исполненной камерным ансамблем «Арктическая симфониетта», Анесен ввел пение молодого тюленя в природе. Высокий тремолирующий звук, спускающийся на глиссандо, — голос тюленя, мягко оплетенный струнной фактурой, то исчезал, «ныряя“, в литаврах, то проявлялся, окрашивая звук оркестра свежей легкой энергией. Нереальная звуковая атмосфера этого опуса абсолютно уводила сознание слушателя от лихорадочного тона современной жизни. По словам самого Анесена, запись голоса тюленя была сделана в Аквариуме в Тромсё, а драматургию и название сочинения определил образ холода.» -273,15 С» — абсолютный ноль, по сути, начало и конец Вселенной.

Сама атмосфера фестиваля «Северное сияние» определяет новый градус восприятия. Это и дыхание северной природы с фьордом и живописными горами, вторгающимися в город, и феномен северного сияния, ради которого сюда мчатся даже из Австралии, и необычные концертные помещения — местный Аквариум с морскими обитателями или лютеранский собор Северного Ледовитого океана, или простая гостиная с роялем в деревянном офисе фестиваля, где ежедневно устраиваются ланч-концерты молодых исполнителей. Главной проблемой для фестиваля сегодня является строительство концертного зала, а в идеале — комплекса, поскольку в программах фестиваля звучит не только классическая музыка, но и джаз, рок. Эту проблему город решает. Но пока за 25 лет своей истории фестивалю удалось главное — привлечь внимание известных музыкантов и коллективов. В этом году здесь выступили 550 исполнителей из разных стран, среди которых и несколько российских коллективов — Архангельский государственный камерный оркестр под руководством Владимира Онуфриева, Камерный хор Смольного собора из Петербурга, опера Мариинского театра. Как сказал директор фестиваля Ульф Енсен: «Для нас фестиваль — это встреча людей и культур. Нам важно сегодня уходить от засилья англо-саксонской культуры, особенно здесь на Севере, где наш ближайший сосед Россия». Музыканты из России неизменно восхищают норвежскую публику. Только вот образцом культурной стратегии в северных или небольших городах Россия для норвежцев пока вряд ли может быть.


Все НОВОСТИ